Боевики восьмидесятых: когда хватало одного бойца

Армия из одного бойца (One man army) – популярный в восьмидесятых годах прошлого столетия субжанр американского боевика. Сформировался, приобрел все характерные черты и достиг совершенства в 1985 с выходом «Рэмбо: Первая кровь 2» Джорджа П. Косматоса и «Коммандо» Марка Лестера. В течение следующих нескольких лет рэмбоподобные боевики заполнили экраны американских кинотеатров, уступив в конце десятилетия место более реалистичным клонам «Крепкого орешка» и экшну с элементами восточных единоборств, однако снятые по схожим лекалам боевики выходили до конца девяностых, перекочевав в формат «прямо на видео».

Все боевики, выстроенные по схеме «Армия одного бойца» обладают следующими общими чертами: совершенно неуязвимым героем, избегающим попадания вражеских пуль независимо от того, с какого расстояния в него стреляют; протагонист блестяще владеет навыками стрельбы из пистолетов, дробовиков, M-16, АК-47, базук и стингеров, отлично управляет любой техникой, в том числе вражеской, независимо от того, сколько стреляет, проблем с боезапасом никогда не возникает; накачен, немногословен, но в душе сентиментален и обладает обостренным чувством справедливости. Роль «мирового зла» играют советские, кубинские, ливийские, вьетнамские войска и спецслужбы, иногда репрессивные латиноамериканские режимы, наркокартели и арабские террористы.

5 фильмов с впечатляющим Body Count

Вторжение в США (Invasion U.S.A.) 1985, режиссёр – Джозеф Зито. Совершенно чудесный в своей абсурдности боевик, который в последнее время начинает приобретать тревожную актуальность. В США вторгается армия террористов не европеоидных национальностей и совершает множество, казалось бы, бессмысленных атак, наподобие расстрела торговых центров из базук, установки мин на автострадах и прочей самодеятельности, разве что с мачете по улицам не бегают. Пикантная деталь руководит ватагой «восточных варваров» агент КГБ(!) с фамилией Ростов(!!) в исполнении великого харизматика Ричарда Линча, характерным почерком которого является тот факт, что всем своим жертвам он стреляет сначала в пах и только затем в голову. Полное бессилие и неспособность к решительным действиям со стороны американских властей компенсируется появлением Чака Норриса, который во «Вторжении в США» оправдывает добрую половину «фактов» про себя.

Коммандо (Commando) 1985, режиссёр – Марк Лестер. Если бы кто-то нашел статистику и составил список самых популярных фильмов в советских видеосалонах, «Коммандо» практически гарантированно вошёл бы в первую пятерку. Арнольд в камуфляжной раскраске, с четырехствольной ракетной установкой на плече стал одним из главных поп-культурных символов восьмидесятых наряду с лунной походкой Майкла Джексона и Черепашками-ниндзя.

Кобра (Cobra) 1986, режиссёр – Джордж П. Косматос. Если вторая часть похождений Джона Рэмбо задала стандарт восьмидесятническим боевикам, то «Кобра» сделала следующий логический шаг: перенесла действие из отдаленных и абстрактных для целевой аудитории на вполне конкретные и узнаваемые улицы американских городов. Персонаж Сталлоне – микс урбанистического ковбоя из фильмов про «Грязного Гарри» с суперсолдатом Рэмбианы. Следующим этапом стало появление Стивен Сигала, добавившего в этот микс боевые искусства.

Пуленепробиваемый (Bulletproof) 1988, режиссёр – Стив Карвер. Занятный киноартефакт финального этапа холодной войны. Суперполицейский в исполнении Гэри Бьюзи, для которого этот фильм стал одним из редких шансов сыграть в боевике протагониста, отправляется в Мексику, где должен отбить похищенный с испытаний американский супертанк у мексиканских(!) террористов, действующих в тесном сотрудничестве с кубинскими(!!) и ливийскими(!!!) военными под мудрым руководством генерала КГБ(!!!!), контролирующем наркотрафик в США(!!!!!). Сценаристы явно стремились собрать в одном фильме все клише боевиков восьмидесятых, в чем преуспели на 5+. В качестве бонуса самые внимательные зрители смогут разглядеть в крошечных ролях Дэнни Трехо и Кэри-Хироюки Тагаву.

Красный скорпион (Red Scorpion) 1988, режиссёр – Джозеф Зито. Эксплуатационный боевик, явно подражающий вышедшей полугодом ранее третьей части «Рэмбо». Будто сошедший с пропагандистских плакатов Третьего Рейха Дольф Лундгрен в роли советского спецназовца-ренегата ликвидирует с помощью пулеметов и безоткатных орудий советско-кубинское военное присутствие в одной из африканских стран, сценаристы явно читали что-то про Анголу. Фильм с таким сюжетом был просто обречен на культовый статус на постсоветском пространстве, знаменитое исполнение гимна СССР пьяным Лундгреном именно из «Красного скорпиона».

5 человек, отлично смотрящихся на постерах с пулеметом в руках

Чак Норрис – один из главных героев сетевого фольклора пришёл к этому почетному статусу не сразу и не вдруг. Трилогия «Без вести пропавшие», дилогия «Отряд «Дельта»» и особенно «Вторжение в С.Ш.А» свидетельствуют о том, что у слухов про укус кобры и её последующую мучительную смерть есть вполне конкретные кинематографические основания.

Сильвестр Сталлоне – восьмикратный Рокки Бальбоа, четырехкратный (возможно скоро пяти-) Джон Рэмбо, трехкратный (пока) Барни Росс и трехкратный Рей Бреслин. Бил рекорды по количество убитых противников во второй, третьей и четвертой частях франшизы про одного неприкаянного ветерана вьетнамской волны. В начале текущего десятилетия казалось возродил восьмидесятнический боевик в трилогии «Неудержимые», но уже к третьей части растерял молодецкий запал.

Арнольд Шварценеггер – бывший губернатор Калифорнии, как бы трудно не было в это поверить, всего дважды, если не считать «Терминаторов», где он робот, воплощал на экране образ косящего врагов десятками уберсолдата всего трижды: в «Коммандо», «Без компромиссов» и «Вспомнить всё». В остальных боевиках Шварца количество поделенных на ноль противников на порядок меньше и укладывается в относительно разумные рамк

Дольф Лундгрен – швед с ученой степенью и внешностью «истинного арийца» начал карьеру «Последнего героя боевика» с «Красного скорпиона». Затем изображал непобедимых одиночек в фильмах: «Каратель», «Солдаты фортуны», «Чистильщик» и «Битва драконов», последние два из которых театральный прокат миновали.

Стивен Сигал – упитанный обладатель российского и сербского паспортов когда-то был молод, подтянут и не брался за роли в фильмах, где его персонаж убивал менее двух десятков антагонистов. В отличие от Сталлоне и Норриса, делал это с особой жестокостью и цинизмом, уделяя самое пристальное внимание открытым и закрытым переломам. Именно таким Сигала увидели в начале девяностых российские зрители в фильмах: «Над законом», «Смерти вопреки» и «В смертельной опасности» и в дилогии «Захват».

Другие тексты о традиционных боевиках:
Урбанистический вестерн
Гонконгский женский боевик
Героическое кровопролитие
Студия PM Entertainment
В ближайшее время будут новые тексты, посвященные эволюции жанра экшн. Если не хотите пропустить, подписывайтесь, ставьте лайки или добавляйте в закладки браузера.