Героическое кровопролитие

Героическое кровопролитие (Heroic bloodshed) – жанр гонконгского боевика, за появление которого стоит сказать большое Спасибо Джону Ву. Первые признаки кровопролития появились ещё в начале восьмидесятых (посмотрите, например, «Кули Киллер»), как самостоятельный жанр явление оформилось в 1986 с выходом первой части трилогии «Лучшее будущее». К середине девяностых героическое кровопролитие практически “утонуло в крови”, но отдельные образцы жанра появляются до сих пор.

Героическое кровопролитие – это благородные триадовцы, неблагородные триадовцы, полицейские под прикрытием, отточенная хореография огнестрельных экшен-сцен, стрельба с двух рук, стрельба из дробовиков, производящая разрушительный эффект противотанковых ракет, безмерно крутые герои, не напрягаясь, расстреливающие десятки, иногда сотни врагов, бесконечный боезапас, гипертрофированные до самопородии представления о чести и долге. Иными словами, героическое кровопролитие – это азиатский городской (как правило) полицейский/гангстерский боевик «на стероидах», отличающийся от аналогов красотой и балетной хореографией экшен-сцен.

5 обильно проливающих кровь фильмов

Длинная рука закона (Long Arm of the Law) 1984, режиссер –Джонни Мак. Не самый ранний фильм жанра, но первый, где есть практически все элементы героического кровопролития. Благородные и не очень бандиты, подставы, предательства и шикарная перестрелка в финале, во многом предвосхитившая хореографию «Лучшего будущего» и других фильмов Джона Ву. У фильма есть несколько продолжений, которые практически не связаны с оригиналом.

Город в огне (City on Fire) 1987, режиссер – Ринго Лам. Говорят, что Квентин Тарантино позаимствовал сюжет «Бешеных псов» именно у этого фильма. Пусть говорят. Ринго Лам как режиссёр находится в принципиально иной весовой категории, чем Квентин. Сравнение явно не в пользу Ринго. Это не мешает «Городу в огне» быть одним из самых клевых и стильных фильмов про ограбления. Да, здесь нет сотен трупов и взрывающихся бензовозов, но смерть каждого персонажа ощущается событием.

Круто сваренные (Hard Boiled) 1992, режиссер – Джон Ву. Для многих именно с этого фильма жанр начинается, а для некоторых и заканчивается. Если вы начали знакомство с героическим кровопролитием с «Круто сваренных» и теперь ищете что-то такое же крутое, спешу разочаровать – второго подобного фильма в природе не существует: нигде больше Чоу Юнь-Фат не был так крут, нигде больше нет таких мощных шотганов, нигде нет такой хореографии перестрелок, нигде так яростно и так изящно не расстреливают сотни врагов. Круче просто невозможно.

Будь готов к неожиданностям (Expect the Unexpected) 1998, режиссер – Патрик Яу. Скромный Hidden Gem, известный в основном фанатам гонконгского кино. Снятый за год до «Миссии» Джонни то, этот фильм предвосхитил и задал на десятилетие вперед стиль экшен-хореографии нового короля жанра – Джонни То. «Будь готов к неожиданностям» сочетает в себе почти все лучшее, что принес в жанр Джон Ву в 80-90-х и принесет в следующем десятилетии То.

Отверженные (Exiled) 2006, режиссер – Джонни То. Кристальный образец кровопролития нового поколения. На смену яростной энергии, крупным планам и избыточности Джона Ву пришел до мельчайших деталей выверенный, холодный, эстетский стиль Джонни То.

                                5 режиссеров, знающих толк в кровопролитии

Джон Ву – царь и бог жанра, человек, для характеристики творчество которого критикам пришлось придумать сразу три новых термина – «Героическое кровопролитие», «Ган Фу» и «Балет пуль». С 1986 по 1992 определял моду в жанре, потом переехал в Голливуд, стал снимать фильмы с Николасом Кейджем и покатился…

Ринго Лам – мрачный брат-близнец (доппельгангер?) Джона Ву. More ark, More realistic. Один в один повторил творческую судьбу Джона Ву: снимал первоклассные фильмы о триадах с Чоу Юнь-Фатом, переехал в Голливуд, стал снимать фильмы Ван Даммом и оказался примерно там же, где и Ву.

Джонни То – главный режиссер Гонконга последних двадцати лет. Любимец хипстеров и эстетов. По продолжительности режиссёрской карьеры и количеству отменных жанровых фильмов среди всех постановщиков Гонконга конкуренцию ему может составить разве что Цуи Харк.

Бенни Чан – Майкл Бэй Гонконга. Снимает глубоко вторичные, но крепкие жанровые фильмы. Увлекается большими взрывами и сентиментальностью. На сегодняшний день один из немногих, кто занимается «героическим кровопролитием» по старинке.

Данте Лам – Ридли Скотт гонконгского кино. Снимает визуально насыщенные фильмы, но, как и Бенни Чан, регулярно путает драматизм с сентиментальностью, что не позволяет поставить его в один ряд с Джонни То, но обеспечивает уверенное второе место. В последнее время перебрался в КНР, где снимает военные блокбастеры с почти голливудскими бюджетами, собирающие в прокате какие-то немыслимые деньги.

Истории гонконгского кино будут обязательно продолжены и закончены. Если интересно продолжение, стоит подписаться на канал или добавить его в закладки браузера.