Карэксплуатейшн. Когда в главных ролях тачки

Карэксплуатейшн (Carsploitation) – субжанр американского эксплуатационного кино семидесятых, в котором внимание камеры сосредоточено не на людях, а на тачках. Фильмы субжанра смотрят, чтобы увидеть в действии легендарные авто семидесятых: 1970 Pontiac GTO и 1966 Chevrolet Impala, 1969 Dodge Charger R/T 440 и 1973 Ford Mustang, которые рассекают американские хайвеи, переворачиваются в воздухе, взрываются, на полной скорости врезаются друг в друга и демонстрируют на экране всё, на что способны. Настоящей квинтэссенцией карэкплуатейшна и фильмом, ставшим его эталоном, который никому так и не удалось превзойти, стала «Исчезающая точка» Ричарда С. Сарафьяна.

5 фильмов, где автомобиль важнее водителя

Исчезающая точка (Vanishing Point) 1971, режиссёр – Ричард С. Сарафьян. Экзистенциальный фильм-погоня, настоящим героем которого станет 1970 Dodge Challenger R/T 440 Magnum, всеми возможными способами демонстрирующий превосходство над полицейским автопарком сразу нескольких штатов. Зрелищность фильма – не единственная причина, по которой «Исчезающая точка» приобрела по-настоящему культовый статус в США, главное – Сарафьяну удалось запечатлеть основу основ американской мифологии: силу духа одиночки, который всегда прав, если противостоит системе.

Двухполосное шоссе (Two-Lane Blacktop) 1971, режиссёр – Монте Хеллман. Двое гонщиков-хиппарей, зарабатывающих жизнь участием в автогонках где-то в американской глубинке, заключают пари с таинственным незнакомцем средних лет. Суть – проехать США от побережья до побережья как можно быстрее. Ставка – авто. Хеллман снял настоящий шедевр, в равной степени важный для сразу двух истинно американских жанров – роуд-муви и карэксплуатейшна. После просмотра “Двухполосного шоссе” не покидает ощущение, что ты лично менял шины, копался в движке, подбирал попутчиков и травил им байки.

Угнать за 60 секунд (Gone in 60 Seconds) 1974, режиссёр – Г.Б. Галицки. Фильм-погоня, известный двумя вещами. Во-первых, на момент выхода он установил рекорд самой длинной автопогоней в истории кино продолжительностю в 40 минут, в ходе которой расколбасили сразу 93 тачки. Во-вторых, в 2000 году вышел одноименный ремейк с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли, просмотр которого скорее всего испортит вам настроение.

Грязная Мэри, сумасшедший Ларри (Dirty Mary Crazy Larry) 1974, режиссёр – Джон Хаф. Фильм стартует, как кино про ограбление, чтобы затем превратиться в один из самых весёлых и незамутненных лишним смыслами фильмов-погонь.

Смертельные гонки 2000 года (Death Race 2000) 1975, режиссёр – Пол Бартел. Снятый при продюсерской поддержке Роджера Кормана фильм породил настоящий культ, крупнобюджетный голливудский ремейк, несколько сиквелов и множество подражаний. Роджер Корман в очередной раз зрит в будущее, предвосхищая «Бегущего человека», «Голодные игры», «Королевскую битву» и прочий ширпотреб на тему гладиаторских игр в мрачном тоталитарном будущем. Гонки через всю Америку, которые выигрывает тот, кто не только придет первым, но и собьет больше всего гражданского населения на промежутке между стартом и финишем.

Благодарю за прочтение. Новые тексты, посвященные истории эксплуатационного кино, будут появляться на канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.