Поляр. Криминальное кино из Франции

Так как текст, про французский нуар собрал таки полсотни лайков (ну, почти), выкладываю обещанный текст про поляр.

Поляр (Le Polar) – популярный, но плохо описанный жанр французского кино. Слово Polar переводится просто, как «детектив», что не даёт ключа к пониманию явления от слова вообще. Поляр представляет собой специфическую смесь полицейского процедуала, гангстерского кино о том, как пацаны (не)пришли к успеху, классического нуара, криминальной мелодрамы и детективного триллера. И всё это с непередаваемым ароматом французского кино. Некоторые исследователи ведут родословную поляра с конца сороковых, что не совсем верно, поэтому под поляром здесь будут пониматься только французские цветные полицейско-гангстерские фильмы, снятые в семидесятые-восьмидесятые с Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо, Лино Вентурой и менее известными исполнителями. С приходом девяностых поляр стал потихоньку угасать, но и сегодня несложно найти отдельных представителей жанра, в которых часто мелькает орлиный профиль Жана Рено.

5 поляров, для тех кто думает по-французски

Красный круг (Le cercle rouge) 1970, режиссёр – Жан-Пьер Мельвиль

Предпоследний фильм Мельвиля с выдающимся актёрским составом: Делон, Волонте и Монтан планируют ограбление, Бурвиль в непривычной для себя серьёзной роли идёт по их следу, на периферии сюжета маячит Франсуа Перье. Много суровой «правды жизни» и французских понятий. В контексте творчества Жан-Пьера «Красный круг» выглядит слабовато, но если вы хотите увидеть отличный образец жанров кейпер и поляр, то этот фильм точно для вас.

Пистолет «Питон 357» (Police Python 357) 1976, режиссёр – Ален Корно

Крепкий ремесленный поляр с постаревшим и заматеревшим дон Жуаном французского кино Ивом Монтаном в главной роли.

Судья и убийца (Le juge et l'assassin) 1976, режиссёр – Бертран Тавернье

Не совсем поляр (действие разворачивается в конце девятнадцатого века), но во-первых, отличнейший фильм сам по себя, а, во-вторых, в нём максимально точно раскрывается характерный именно для французского кино тип отношений преступника и представителя закона. Сексуальный маньяк в исполнении Мишеля Галабрю и слабохарактерный, но тщеславный судья Филиппа Нуаре выглядят зеркальными отражениями друг друга. В криминальном кино противостоять друг другу могут не только сильные личности, но и полные ничтожества.

Черная серия (Série noire) 1979, режиссёр – Ален Корно

Фильм Корно с сюжетной точки зрения чистейшей воды нуар об очередном «идеальном» убийстве, однако эстетика и особый галльский дух делают «Чёрную серию» характерным образцом именно поляра.

Полиция (Police) 1985, режиссёр – Морис Пиала

Автор с большой буквы «А», Пиала обращается к «презренному жанровому кино», и у него получается. Жерар Депардье в роли инспектора полиции и Софи Марсо в роли любовницы бандита, ставшей важной свидетельницей, разыгрывают неспешную криминальную мелодраму. Пиала удалось снять банальную историю без особого саспенса и яркой детективной интриги так, что оторваться от просмотра решительно невозможно. Одним словом – мастер!

5 поляристов по жизни

Жан Пьер Мельвилль – генералиссимус французского нуара и поляра. На рубеже шестидесятых-семидесятых перешёл к съемкам цветного кино («Самурай», «Красный круг», «Полицейский»), которое во многом определило эстетику поляра на два десятилетия вперёд.

Ален Корно – заслуженный полярист, на протяжении всей карьеры адаптировавший тропы нуара и американского криминального кино к французской действительности. На его счету: «Малыш», «Выбор оружия», «Черная серия», «Угроза» и «Пистолет «Питон 357»».

Жозе Джованни – режиссёр, сценарист и бывший арестант, которому одиннадцатилетний опыт отсидки и предшествующая карьера грабителя сильно помогли писать и снимать сентиментальные криминальные мелодрамы, выпукло живописующие криминальный мир. Практически Василий Шукшин французского кино, чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть «Двоих в городе» и «Цыгана»

Жак Дере – средний ремесленник, известный в основном тем, что в его полярах частенько снимались Жан-Поль Бельмондо («Борсалино», «Вне закона» и «Одиночка») и Ален Делон («Бассейн», «Борсалино», «Борсалино и компания», «Полицейская история» и «Банда»).

Жорж Лотнер – режиссёр и сценарист, всенародно любимый в СССР и на постсоветском пространстве благодаря «Профессионалу» с Бельмондо, а во Франции по-настоящему народный статус имеют его «Дядюшки-гангстеры» с Линой Вентура. В рамках жанра отметился фильмами – «Жил был полицейский» и «Смерть негодяя».

PS. Давно не делал кратких разборов режиссерских биографий. Вопрос залу: про кого написать следующим? На выбор - Тони Скотт, Лукино Висконти, Морис Пиала, Сэмюэль Фуллер, Жан Пьер Мелльвиль, Бела Тарр, Шанталь Акерман, Маргерит Дюрас, Люк Мулле, Билли Уайлдер, Сэм Пекинпа, Александр Маккендрик, Стэнли Кубрик, Уолтер Хилл, Джон Кассаветис, Андре Дельво, Есисиге Есида, Серджио Леоне, Деннис Хоппер, Питер Уоткинс, Жан Эсташ, Тосио Масумото, Мел Брукс, Жак Розье, Жан Эсташ, Джордж Ромеро, Билл Дуглас, Элиа Казан, Жан-Клод Бьетт, Джон Карпентер, Кинг Ху, Дэвид Лин.