Самая необычная экранизация "Острова сокровищ"

Спойлер: нет, речь идёт не о версии Давида Черкасского, хотя к этому мультфильму испытываю самые теплые чувства (музыкальные номера и досье персонажей а-ля "Семнадцать мгновений весны" радуют по сей день). Но имею в виду я совсем другой фильм - "Остров сокровищ" Рауля Руиса.

Джон Сильвер и Джим Хокинс
Джон Сильвер и Джим Хокинс

Прежде, чем писать о фильме требуется сказать пару слов о его режиссере, Рауле Руисе. Иначе смысла в дальнейшем рассказе нет. Руис - де-факто последний великий сюрреалист Европы. Как и Бунюэль, бежавший из Испании от генералиссимуса Франко и компании в гостеприимную Мексику, Руис совершил похожий путь, правда с запада на восток. Бежал он из Чили после пиночетовского путча в Европу.

Небольшая справка, при Сальвадоре Альенде Руис занимал должность советника президента по культуре, что при новом режиме стало обстоятельством, угрожающим жизни и здоровью.

Отличительная особенность режиссерского стиля Руиса - способность снимать отличное кино буквально из "г-на и двух палок", выпуская в среднем по два фильма в год, не считая короткометражек. Возможно именно из-за такой скорости в 80-е - 90-е, когда он был на пике творческой формы, режиссеру не удалось добиться признания, сравнимого с тем, которое получили Вэндерсом, Херцог или даже Робб-Грийе. Второе, что отвращает от творчества режиссера многих критиков (особенно в России) тот факт, что Руис - не тот автор, который снимает кино, чтобы "сказать правду". Нет, с каждым разом он с абсолютно детской непосредственностью ставит под вопрос реальность, природу кино, ломая 4 стену и предлагая столько интерпретаций своего кино, сколько зрителей захотят его интерпретировать. Критиков такой подход естественно бесит, так как подрывает основы профессии - быть посредником между режиссером (фильмом) и зрителем, а Руиса даже к магреалистам не запишешь. Хотя что-то борхесовское в его фильмах определенно есть.

Жан-Пьер Лео в роли Мидаса. Руис редко ограничивается единственным источником вдохновения в своих фильмах.
Жан-Пьер Лео в роли Мидаса. Руис редко ограничивается единственным источником вдохновения в своих фильмах.

Именно с этой точки зрения и стоит рассматривать "Остров сокровищ". Фильм выделяется в творчестве Руиса тем, что он максимально близок к первоисточнику, при этом смыслы там абсолютно не стивенсоновские, а руисовские. Действие перенесено в наши дни, а местные Треллони, Ливси с одной стороны и Сильвер с другой - участники противоборствующих команд, разыгрывающих друг с другом сюжет классического "Острова сокровищ" на протяжении многих десятилетий, а может и столетий. И сокровище здесь имеет не физический, а метафизический смысл.

- О чем они говорят? - Ну не о литературе, это ж моряки! Конечно о деньгах!
- О чем они говорят? - Ну не о литературе, это ж моряки! Конечно о деньгах!

Если уж говорить о множественности интерпретаций фильмов Руиса, то не могу не привести собственную: "Остров сокровищ" - кино о детском восприятии взрослого мира с непонятными целями, мотивациями и ритуалами. Недаром сюжет подается строго с точки зрения местного Джима Хокинса, вопрошающего в финале: "есть ли в происходящем хоть доля правды?". На что получает ответ: "да, мы действительно ненавидим друг друга".