Третья категория: бренд запретного кино Гонконга (осторожно 18+)

Фильмы третьей категории (Hong Kong Category III films) – не жанр и не направление, а группа фильмов, попавших в категориях «запрещено для просмотра лицам моложе 18» на территории Гонконга. Данная рейтинговая система была принята в 1988, и в самую жёсткую третью категорию сразу же попали, как иностранные хорроры с акцентом на расчленёнку и порнография, так и вполне серьезные криминальные драмы, в которых демонстрировались реалии жития триад. Действие, как известно, рождает противодействие, поэтому фильмы третьей категории быстро стали в Гонконге трендом. Предприимчивые местные киноделы быстро смекнули, что раз «третья категория» стала своеобразным брендом, значит следует снимать кино, изначально рассчитанное на попадание в эту категорию. Так появилась череда секс-комедий и хардкорных хорроров, отличающихся от западных аналогов истинно гонконгской энергетикой и высоким уровнем профессионализма. Последнее объясняется тем фактом, что часто мейнстримное кино и фильмы третьей категории делали одни и те же люди.

5 фильмов, удостоенных чести попасть в «третью категорию»

Человек за солнцем (Men Behind the Sun) 1988, режиссёр – Тун Фей Моу. Образец пыточного порно, посвященный деятельности печально известного япнского подразделения 731, ставившего эксперименты над людьми в оккупированной Маньчжурии. Всерьёз воспринимать фильм не рекомендуется, “Человек за солнцем” – это стопроцентный эксплуатейшн без особых претензий на психологическую или историческую достоверность. Строго для любителей шок-контента.

История о Рикки (Riki-Oh: The Story of Ricky) 1991, режиссёр – Нгай Кай Лам. Уникальный для гонконгского кунг-фу боевик. Экранизация японской манги, в которой сохранены все условности данного вида искусства. «История о Рикки» – это цветастая «комиксная» картинка, десятки галлонов крови, точнее жидкости, которая на кровь не особо и похожа, собранные в одном фильме штампы тюремных боевиков и сцены с почти мультяшным телесным юмором. Одно слово – Гонконг.

Секс и дзен: Ковер для телесных молитв (Sex and Zen) 1991, режиссёр – Майкл Мак. Секс-комедия в гонконгском стиле. В отличие от западных аналогов начала девяностых снято и сыграно на высоком профессиональном уровне.

Обнаженная убийца (Naked Killer) 1992, режиссёр – Кларенс Фок. Образец поджанра «бабы с пушками» с референсом в сторону «Никиты» Люка Бессона и повышенным содержанием эротических сцен. Породил два непрямых сиквела и небольшой культ.

Синдром эбола (Ebola Syndrome ) 1996, режиссёр – Герман Яу. Знатный винегрет из чёрной комедии и шокового хоррора. История замешана не только на сексе и насилии, как принято в кино «третьей категории», но и эксплуатирует истерию мировых СМИ середины девяностых, связанную со страшной и ужасной лихорадкой Эбола. Еще один пример того, как гонконгское кино, оставаясь хорошо узнаваемым органичным явлением, способно вбирать в себя элементы абсолютно любых жанров.

Дисклеймер: самые "сочные" кадры не выкладываю по понятным причинам, зайдите на "Яндекс" или Google фотки, вставьте название фильма и всё сразу ясно.

Другие истории гонконгского кино:
Уся
Студия Shaw Brothers
Брюсэксплуатейшн
Кунг-фу комедия
Новая волна
Героическое кровопролитие
Цзян-ши
Гонконгский женский боевик
Молейто
В следующем выпуске рассказ про студию Джонни То Milkyway. Если тема гонконгского и азиатского кино интересна, стоит подписаться на канал или добавить его в закладки браузера.