Почему нынешняя система авторского права устарела.

31 August 2017

В настоящее время крайне распространено цифровое пиратство, что крайне не по душе правообладателям (которыми далеко не всегда являются авторы произведений). Пираты не всегда воруют именно произведения искусства или игры. Очень часто ученые или студенты не могут получить доступ к некоторым работам своих коллег, потому как тем институты не выдают подписку. Таким образом единственными источниками нужных данных для них остаются пиратские сайты, которые распространяют научные исследования бесплатно и свободно (Sci-Hub, LibGen). Свободное распространение научных знаний, очевидно, влечет повышение скорости обучения новых ученых, так как им не нужно работать на трех работах и копить деньги, чтобы прочитать статью другого ученого или группы исследователей. Свободное распространение научных знаний активно блокируется научными журналами и разными правообладателями, владельцами патентов. Например имеет место суд журнала с сайтом Sci-Hub, который и занимается пиратством научных статей и книг (читать тут). К тому же огромную проблему составляют так называемые патентные тролли, которые тормозят целые производства. Например, патентный тролль отсудил у компании Apple 3 млн долларов. (читать тут)

Если же рассмотреть авторское право, то в нем тоже не все так гладко. Во многих случаях правами на произведение обладают не авторы самих произведений, а организации, такие как лейблы, киностудии, издательства и т. д. Они и забирают обычно большую часть прибыли с продажи произведения. Например, при распределении денег, которые пользователи выплачивают при покупке песни. в iTunes, 30% забирает Apple, около 62% забирает лейбл, к которому относится автор купленной песни, и лишь около 8% доходит до автора. Так же не очень понятно, почему авторское право действует на протяжении 75 лет после смерти автора и приносит правообладателям невероятные кучи денег. Ведь изначально авторское право было призвано защищать именно авторов.

Так же крайне сложно оценить экономические последствия пиратской деятельность, ведь очень часто перед человеком не стоит выбора спиратить или купить легально, но стоит выбор спиратить или не использовать вообще. А методики, по которым высчитывается влияние пиратов, не выдерживают никакой критики. По сути в большинстве случаев суммы берутся с потолка.

Как видно, нынешняя система авторского права давно потеряла свою актуальность и должна быть изменена. Я считаю, что препятствий для распространения научных знаний не должно быть вообще, а авторское право в области искусства должно все-таки защищать интересы авторов, а не компаний, которые хотят поиметь денег на продаже произведений искусства.

Почему нынешняя система авторского права устарела.