Выдающийся российский фильм, который боятся показывать на ТВ

22 April
267k full reads
3 min.
481k story viewsUnique page visitors
267k read the story to the endThat's 56% of the total page views
3 minutes — average reading time

В 1998 году состоялась премьера российской картины, всколыхнувшей весь отечественный кинематограф. Особо отчаянные зрители требовали снять фильм с проката и обвиняли режиссера в провокации, но думающей части публики было очевидно: случилось нечто феноменальное. В России наконец-то сняли то, что по уровню художественного исполнения может встать в один ряд с лучшими образцами советского кино.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

К середине 1990-х имя сценариста Петра Луцика, творившего в соавторстве с Алексеем Саморядовым, было хорошо известно любителям российского кинематографа. Парочка придумывала интересные сюжеты, а режиссеры экранизировали их один за другим. Еще за год до развала СССР вышел "Савой" с Владимиром Стекловым, а после него были "Дюба-дюба" с Олегом Меньшиковым, "Гонгофер", "Дети Чугунных богов" с Евгением Сидихиным и "Лимита" с Владимиром Машковым и Евгением Мироновым. Фильмы изрядно шумели, а Луцик и Саморядов собирали за свои сценарии всевозможные призы.

В 1994 году Алексей Саморядов ушел из жизни, и без него Луцик так больше ничего и не написал. Зато в шкафу пылилась папка с еще одной ранее созданной историей, из которой могло получиться хорошее кино. Петр решил снимать фильм самостоятельно, ибо считал, что больше с этой темой никто не справится. Для режиссерского дебюта он собрал впечатляющий актерский ансамбль: Юрий Дубровин ("Баллада о солдате", "Живые и мертвые), Николай Олялин ("Освобождение"), Алексей Ванин ("Вечный зов"), Римма Маркова ("Покровские ворота") и Виктор Степанов ("Ермак", "Холодное лето пятьдесят третьего"). Кроме того, компанию опытным советским артистам составила перспективная молодежь, в рядах которой выделялся 28-летний Алексей Пушкин.

Человек как животное, как особь устал от тысячелетней жизни. Ослаб и изнежился. И работать, и воевать ему более не в радость.
Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Глухие степи Южного Урала. Обитатели хутора Романовский ведут обычный сельский образ жизни: сеют, пашут, ходят на охоту... Романтика! Но однажды к ним в края наведываются рабочие-бурильщики и тычут местным мужикам в нос красивой бумажкой с государственными печатями. Оказывается, кто-то где-то когда-то продал все 13,5 тысяч гектар романовской земли столичным начальникам, и теперь здешних жителей просят потесниться. Сельское хозяйство более неактуально: пора качать нефть!

Простые русские мужики с таким раскладом совершенно не согласны. Они встают с печей, берутся за оружие и собирают пестрый отряд народных мстителей. Цель проста: дойти до самого верха, но землю свою вернуть! Ведь какой же русский без родной земли? Но сначала надо разобраться с бывшим председателем колхоза, а потом еще и главу Обкома отыскать. Эти двое наверняка в курсе, из-за чего весь сыр-бор начался. Но знали бы мужики, что ждет их в той самой столице!

— Ты хоть, Коля, ножик возьми.
— Не надо. Я его зубами буду грызть, нежненько.
Кадр из фильма "Окраина". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Окраина". Источник: kinopoisk.ru

Драма "Окраина" - это поистине уникальное российское кино, снятое в неповторимом художественном стиле. Фильм представляет собой универсальную притчу, затрагивающую насущные проблемы, актуальные во все времена. Особенно впечатляет умышленный анахронизм, как будто сбивающий зрителя с ног. Настоящие былинные герои, по внешнему виду напоминающие героев Гражданской войны, вроде бы живут в 1950-х, а по факту решают вопросы постперестроечной России. Это выглядит невероятно эффектно и как бы намекает на цикличность нашей истории.

Также "Окраина" изобилует черным юмором и гротескной жестокостью и, временами, имеет медитативный темп повествования. Фильм можно назвать стилистической смесью Тарантино, Джармуша, раннего Михалкова и любых советских режиссеров 1930-х годов. Совсем не случайно в картине звучит музыка Георгия Свиридова и Гавриила Попова из фильма "Чапаев", а одного из ключевых персонажей зовут Василий Иванович. "Окраина" - это сугубо народное кино о людях. Эдакий русский вестерн с тем самым национальным колоритом.

Видать, земля наша золотом посыпана, да не про нас. Чем дальше от дома, тем дороже.
Кадр из фильма "Окраина". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Окраина". Источник: kinopoisk.ru

Типажи героев проработаны досконально и не вызывают сомнений, а прекрасные актеры виртуозно воплощают образы на экране. Дубровин, Олялин и Ванин просто великолепны, но и молодой Алексей Пушкин на их фоне не затерялся. Его персонаж тоже производит неизгладимое впечатление, как и "хозяин кабинета", ярко сыгранный Виктором Степановым. Здесь у "Окраины" тоже все в порядке.

Почему же этот прекрасный фильм мало известен в России? Беда в том, что неоднозначная концовка "Окраины" вызвала ожесточенные споры. Да и весь посыл картины многим показался едва ли не преступным призывом к оружию, противоречащим идеологии законопослушного гражданина. Об "Окраине" почти не говорят и совсем не показывают на ТВ, "кабы чего не вышло". Подобные тенденции могут вызвать лишь смех, ведь после просмотра очевидно, что в своем дебютном фильме Луцик поднимал более важные и глобальные вопросы, чем какая-то политика. Да и вообще, "Окраина" - это чистое искусство и услада для глаз любителей настоящего кино. Такие картины надо смотреть в обязательном порядке.

Оценка CinemaTravel: 9/10

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:

Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного

#фильмы #кино #актеры #россия #боевики