Редкий пожарный грузовик в маленьком поселке. Таких всего 2 в России. АЦ-30(205)

20 October 2020

Советские тяжелые грузовые автомобили МАЗ-200 и их модификации сами по себе являются редкостью в наше время, а спецтехника на их базе - и подавно!

Сегодня я расскажу вам про один очень редкий (прямо совсем редкий!) пожарный автомобиль, который я встретил в одном небольшом поселочке в Нижегородской области. Сам этот факт поразил меня до глубины души.

Итак, знакомьтесь, это АЦ-30(205) модели ЦГ-А. И такой в настоящее время можно увидеть лишь в паре мест в России.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Этот экземпляр находится на территории пожарной части №59 в поселке Тумботино рядом с городом Павлово-на-Оке. Чтобы вы лучше понимали, это примерно в 400 километрах от Москвы.

Надо свернуть с основной дороги и проехать немного вглубь поселка. Тут вы увидите небольшую пожарную часть, принадлежащую заводу, и стоящий перед входом пожарный грузовик.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

У этого экземпляра очень интересная история. Он был приобретен в 1967 году Медико-инструментальным заводом им. М. Горького и сразу же направлен в эту пожарную часть №59. Она обслуживала поселок и, в первую очередь, сам завод.

Особенности эксплуатации пожарных цистерн тяжёлого типа (редкие выезды на пожар) позволили этому АЦ-30(205) оставаться на службе до... 2009 года! Серьезно!

Причем грузовик всё это время сохраняли в полностью рабочем состоянии. Он выезжал на тушение пожаров в разные места Павловского района и даже участвовал в парадах в Нижнем Новгороде.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После того, как цистерну официально списали со службы, она несколько лет стояла на территории пожарной части без движения. Впоследствии было решено превратить её в памятник.

Конечно, ей место в каком-нибудь автомобильном музее, но участь памятника всё же лучше, чем распил на металлолом.

Так что, в каком-то смысле, автомобилю здорово повезло. Он до сих пор находится в полностью комплектном состоянии, правда вряд ли уже на ходу.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

На самом деле АЦ-30(205) ЦГ-А был самой массовой тяжелой пожарной цистерной в Советском Союзе. Такие выпускал Торжокский машиностроительный завод с 1963 по 1969 годы.

Это была простая по конструкции, но эффективная машина. Его максимальная скорость не превышала 50 км/ч, при этом он мог везти до 5000 литров воды и 220 литров пенообразователя, что было очень даже хорошим показателем для того времени.

АЦ-30(205) заслуженно снискал благодарности потребителей, отмеченные в многочисленных письмах-откликах от гарнизонов пожарной охраны со всего Союза.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Интересной особенностью был отказ от кабины боевого расчета, поэтому вместимость автоцистерны составляла всего 3 человека. Но это было оправдано.

Трех человек было достаточно, чтобы привести в рабочее состояние цистерны, а использование такой медлительной машины в качестве "первого хода" не планировалось.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Всего было изготовлено около 270 таких цистерн, но в живых на территории России осталось всего 2 экземпляра, включая вот этот в Тумботино. Еще один есть в Белоруссии.

Вот такая классная находка. Вы также можете посмотреть 2-минутный видеообзор, который я снял для вас во время посещения памятника.

Любите технику, учитесь видеть необычное в самых неприметных местах.

Если понравился материал, то ставь лайк и подписывайся на канал. Это меня очень сильно мотивирует!