«Космические» возможности: Яндекс презентовал новую поисковую систему

25 August 2017

Внедрение нейронных сетей позволит отвечать на самые сложные запросы пользователей

Логотип поисковика теперь тоже выглядит по-другому: космический сюжет с буквой "Я" - два равнозначных элемента // Фото пресс-службы Яндекса
Логотип поисковика теперь тоже выглядит по-другому: космический сюжет с буквой "Я" - два равнозначных элемента // Фото пресс-службы Яндекса

Событие, которое широко анонсировали в течение этого лета, наконец, состоялось. Яндекс запустил новую версию поиска, в основе которой лежит алгоритм «Королев», названный в честь легендарного конструктора ракетно-космической отрасли.

«Россия — одна из немногих стран, где развивают космические программы и есть своя поисковая система», — так разработчики оригинально объяснили связь названия ноу-хау с именем конструктора.

Если коротко, суть алгоритма «Королев» заключается в следующем: с помощью нейронных сетей он сопоставляет смысл поискового запроса и содержание веб-страницы. При этом он учитывает и другие запросы, по которым пользователи переходят на эту страницу. В результате программе удается установить дополнительные семантические связи и выдавать результат даже в тех случаях, когда вопрос построен путано и не всегда логично.

«Яндекс ежедневно получает порядка 200 млн запросов, треть из них — единичные, то есть больше таких нет и, возможно, не будет, — рассказал руководитель направления поиска Яндекса Андрей Стыскин. — На сложные запросы нельзя отвечать только с помощью пользовательской статистики, здесь важно понимание сути. Так, часто спрашивают о фильмах, названия которых забыли, но помнят только сюжет. К примеру: „Где отец общался с дочерью при помощи секундных стрелок?“. Ни в одном документе такого описания картины Нолана «Интерстеллар» не найти».

«ТЕХНОЛОГИЯ „КОРОЛЕВ“ НЕ ТОЛЬКО ФИКСИРУЕТ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, НО И СОПОСТАВЛЯЕТ ОПИСАНИЯ ЗАПРОСОВ И ДОКУМЕНТОВ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЭТО МАШИННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ОН, КАК И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ДЕЙСТВУЕТ ПО АССОЦИАЦИЯМ».

Как подчеркивают разработчики, анализировать не только заголовок, а всю страницу в целом — достаточно сложная вычислительная задача, поэтому Яндекс определяет содержание документа заранее, на этапе индексирования. За последнее время количество веб-страниц, которые поиск сравнивает по смыслу с запросом, выросло со 150 до 200 тысяч.

Для «обучения» нейронных сетей «Королева» используется, во-первых, поисковая статистика, которая фиксирует, на какие сайты люди переходят по запросам и сколько времени там проводят. Так, если пользователь просматривал страницу какое-то время, скорее всего, она близка к интересующей теме. Во-вторых, на максимально исчерпывающий ответ влияет оценка его качества. Для этого компания привлекает не только своих специалистов — асессоров, но и пользователей Яндекс.Толоки, сервиса, где каждый может взять задание, качественно его выполнить и получить вознаграждение. Всего сегодня зарегистрировано более миллиона «толокеров», которые выставили свыше двух миллиардов оценок.

Стоит отметить, что новые поисковые возможности Яндекса в скором времени станут доступными и для телефонов на операционной системе Android. Напомним, весной нынешнего года ФАС заключила мировое соглашение с главным конкурентом российской компании — американской Google. Согласно ему, последняя пересмотрит договоры с производителями смартфонов и позволит пользователям самим выбирать поисковый сервис.

«Мы проводили эксперимент. Из сотни человек только двое могли сменить поисковик самостоятельно в течение минуты, это действительно было непросто, требовались четыре „правильных“ клика», — объяснил руководитель направления поиска Яндекса.

«С АВГУСТА НА НОВЫХ ТЕЛЕФОНАХ НА ОСНОВЕ ANDROID CHROME, КОТОРЫЙ УСТАНОВЛЕН ПО УМОЛЧАНИЮ, ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБНОВИТСЯ, ЗАТЕМ ПОЯВИТСЯ ОКНО, ГДЕ МОЖНО САМОМУ ВЫБРАТЬ ПОИСКОВИК».

Правда, как уточняют разработчики, владельцам iPhone эта функция по-прежнему будет недоступна.

«Apple — закрытая компания. Если она считает, что поисковая система Google лучше, — это ее право. Но есть и другие производители смартфонов на Android, в частности, в Китае. Для нас главное, что у людей в принципе появилась возможность выбирать поисковик для мобильных (пусть и не на всех), как на компьютерах, где, кстати, доля Яндекса — более 60 процентов», — подчеркнул Андрей Стыскин.