Дмитрий Петрачков, интервью

Дмитрий Петрачков — московский гитарист-семиструнник и педагог. В конце этой публикации вы найдёте ссылки на "официальную" информацию о нём, а далее — текст эксклюзивного онлайн интервью.

Когда вы начали играть на гитаре и почему? Что привлекло вас к гитаре изначально?

На гитаре стал играть с 11 лет. К учителю отвела мама. В те времена гитара считалась самым модным инструментом для занятий музыкой.

Какие ключевые моменты (или вехи) вашей музыкальной жизни?

Я занимался у трёх разных педагогов на трёх разных видах гитар. Сперва это была шестиструнная классика, потом семиструнная, потом электрогитара. Так вот занятия у каждого из педагогов можно считать серьёзной вехой. Еще важными моментами можно считать выход книги и сольного диска.

На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?

Сейчас две основных гитары - гитара мастера Е. Виноградова и гитара фабрики им. Луначарского в доработке А. Смирнова. Из струн ставлю смешанный комплект — голоса от John Hope, басы от Savarez.

Какой репертуар вам нравится играть больше всего?

Больше всего нравится играть И. С. Баха, М. Т. Высотского, Н. И. Александрова, С. Д. Орехова.

Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом?

Занимаюсь, к сожалению, мало. Максимум два часа в день. Занятия чёткой структуры не имеют.

Почему именно русская семиструнная гитара? В чём её преимущества как инструмента?

В семиструнной гитаре нравится то, что она является глубинной частью русской культуры. Большая часть репертуара — это виртуозные вариации на русские песни, которые изначально ставят перед исполнителем высокую техническую планку. Кроме того, вариационная стилистка даёт импровизационную направленность, что само по себе развивает у музыканта широкий и свободный подход к музыке в целом.

Как у любого инструмента, у семиструнной гитары есть свои преимущества и недостатки. Главное ее преимущество, если говорить в целом — это то, что она является альтернативной точкой обзора. Эта гитара позволяет взглянуть на "гитару" и её возможности с другого ракурса. Наличие такого "альтернативного" строя очень здорово расширяет общий кругозор музыканта.

Из конкретных преимуществ — это очень богатое, насыщенное обертонами звучание, которое заложено в сути самого строя. И это звучание само по себе является большой ценностью. Если говорить просто, то даже самая дешевая гитара за счет своего строя звучит насыщенно и объёмно.

Вторым преимуществом является большее, чем у шестиструнной гитары, количество аппликатурных вариантов.

Третьим преимуществом является очень удобное исполнение большинства интервалов, прежде всего терций, секст, октав и других.

Четвёртым преимуществом являются богатейшие возможности исполнений разнообразных видов арпеджио — малых, ломанных, больших...

Пятым преимуществом является большое количество удобных тональностей.

Шестое преимущество — это большое количество открытых струн, которые можно задействовать при игре гамм, арпеджио, аккордов.

Седьмым преимуществом является широчайшие возможности исполнения басовой линии.

Какие советы вы можете дать тем, кто желает освоить русскую семиструнку?

Главные советы желающим освоить семиструнную гитару:

  • для начала полезно освоить гитару шестиструнную. Она дает необходимую "общегитарную" базу;
  • после освоения шестиструнной гитары для желающих освоить гитару семиструнную необходимо найти хороший учебный инструмент, что в наше время проблематично. Гитара должна быть с нейлоновыми струнами, расширенным грифом и соответствующим расстоянием на подставке;
  • следующим важным шагом является освоение и понимание особенностей аппликатуры семиструнной гитары. Это одна из самых сложных учебных тем в рамках обучения на семиструнной гитаре;
  • следующий совет — это освоение специфических семиструнных приёмов левой и правой руки;
  • и последний важный момент — чёткое разделение и усвоение для себя использования тех или иных технических приёмов и особенностей трактовок в зависимости от музыкального стиля, исполняемого на инструменте. Это же касается и шестиструнной гитары;

Есть ли отличия в технике игры на русской семиструнке по сравнению с классической гитарой? Какие?

Принято считать, что отличий нет. Такую точку зрения можно услышать (прочитать) в различных интервью известных семиструнных гитаристов. С моей точки зрения есть не отличия, а скорее определённые особенности исполнения в рамках стандартных технических приёмов. Например, активная игра приёмом апояндо по типу приёма "свип" вниз медиатором на электрогитаре. Или в несколько раз более частое исполнение приёма легато. Малохарактерные для шестиструнной гитары — приём легато двумя нотами, украшения по три-четыре ноты на разных струнах, использование приёма игры большим пальцем левой руки при исполнении некоторых аккордов, также прижатие одним пальцем левой руки двух струн одновременно.

Какая ширина грифа оптимальная для семиструнного инструмента по вашему мнению? Должны ли быть на нём струны ближе друг к другу, нежели чем на классической гитаре?

Мне нравятся такие параметры грифа/подставки: ширина на верхнем порожке 54 мм, расстояние на нижнем порожке 72 мм. Эти параметры позволяют сохранить привычно широкое "шестиструнное" расстояние для правой руки и при этом не делать чрезмерно широким гриф для левой руки.

Ссылки

Дмитрий учит играть на шестиструнной и семиструнной гитаре, пальцевой и медиаторной техникой, стили и направления любые, возраст учеников любой. Электронная почта.

Классическая гитара, путеводитель по каналу