Гитара как камерный инструмент: проблемы и решения

Огромное количество музыки создаётся с использованием гитары в сочетании с другими инструментами: возможно, каждый месяц выходит новый альбом с гитарой и виолончелью, скрипкой и гитарой, или в менее «очевидных» сочетаниях — гитара и флейта, гитара и бандонеон и так далее. Также появляются альбомы (или отдельные треки в альбомах) с гитарой в трио и бо́льших составах, например, гитара со струнным квартетом. Последние, например, могут представлять собой аранжировки существующих оркестровых произведений.

Очевидно, что все инструменты обладают уникальными характеристиками с точки зрения диапазона, потенциала громкости, способности тянуть ноты, одновременно играть мелодию и гармонию, а также производить любые «эффекты» — от тонкого мурлыкающего гудения единственной низкой ноты на виолончели до гитарных флажолетов. Чаще всего, когда речь идет об аранжировке «обычных» существующих пьес для гитары или чего-то подобного, есть тенденция отдавать мелодическую роль инструментам, которые естественно громче и способны на больший сустейн (виолончель, скрипка, флейта, аккордеон, фортепиано и так далее), что ставит гитару в аккомпанирующую роль. Но более современные произведения — написанные композиторами-гитаристами или нет, похоже, помещают гитару во всё более заметные и интересные контексты.

Некоторые музыканты отмечают, что помимо собственно интересного процесса слияния гитары с другими инструментами и полезного социального аспекта создания такой музыки, игра в камерных составах также может быть финансово выгодной, открывая карьерные возможности за пределами достаточно ограниченной ниши классической гитары.

Stephen Goss (b. 1964), один из плодовитых современных композиторов для гитары (впрочем, и других инструментов) и сам гитарист, говорит:

Мы должны обязательно обратиться к «слону в комнате» — усилению. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда нет оправдания неудовлетворительному балансу в любом живом выступлении. Методы усиления и оборудование, доступные современному исполнителю, имеют исключительно высокий стандарт. Микрофоны и усилители доступны по цене. Высококлассная установка для любого случая стоит гораздо дешевле, чем, например, покупать вторую (или третью) концертную гитару. Игра без усиления часто означает, что гитарист должен постоянно играть громко и тяжело. Как ни парадоксально, этот вымученный звук будет менее естественным, чем хорошо усиленная гитара. Усиление может стать порталом в некоторые очень захватывающие звуковые миры. Например, австралийский гитарист Ken Murray играет в трио с трубой и тромбоном — прекрасная комбинация, но она работает только тогда, когда гитара усиливается. К сожалению, мир классической гитары немного страдает от «амплифобии». Конечно, в прошлом плохо усиленные гитары звучали на концертах ужасно. В наши дни это уже не разумное возражение.
Другим действительно важным фактором является вид гитары, используемый для камерной музыки. Инструмент с двойной декой, такой как Smallman или Dammann, будет иметь гораздо более сильную атаку и проекцию, чем традиционная гитара. Эта сильная атака очень важна в ансамблях, где другие инструменты доминируют в фактуре. Для сольной игры или для ансамблей, состоящих только из гитар, я предпочитаю традиционно собранные гитары из-за их тонкости красок и более резонансного сустейна. Однако в смешанном ансамбле я бы всегда отдавал предпочтение двойной деке.
Акустика места исполнения является ещё одним важным фактором. Гитара будет звучать намного лучше в «сухой» или «чистой» акустике, чем во «влажной». В последнем случае, например в церкви, доминирует инструмент с бо́льшим сустейном, так как его звук отражается от всех твердых поверхностей в пространстве вокруг. Это реальная опасность «потерять» гитару.
Мне нравится отдавать каждому инструменту свой собственный регистр, высотное пространство. Гитара звучит намного лучше, если в одном регистре с ней нет других инструментов.
Список неисследованных комбинаций инструментов с гитарой почти бесконечен, даже прежде, чем мы перейдем к гитаре в сочетании с электроникой.

По материалам статьи (англ.).

Читайте также:

Классическая гитара, путеводитель по каналу