Гитарные конкурсы — благо или зло?

Классическая гитара, путеводитель по каналу

История

Возможно, удивительно, но одной из первых движущих сил международных соревнований по классической гитаре соло в Европе, где родился этот музыкальный жанр, был Андрес Сеговия, в середине 1950-х годов. Это можно поставить в список бесчисленных достижений маэстро, наряду с его многократно перенятой множеством гитаристов техникой, развитием современного репертуара инструмента и самим понятием о том, что классический гитарист может успешно реализовать исполнительскую и звукозаписывающую карьеру.

Удивительно также и то, что первый крупный гитарный конкурс был проведен в Токио в 1949 году, а затем проводился нерегулярно до 1957 года, после чего наконец стал стабильным ежегодным событием. С 1982 года он известен как Токийский международный конкурс гитары (Tokyo International Guitar Competition). Он по-прежнему престижен, и стал ещё более "международным", чем 70 лет назад.

В течение 1960-1970 годов было организовано множество конкурсов, некоторые из которых были явно одобрены Сеговией, например, "Francisco Tárrega" в Benicàssim, Испания, и то, что сегодня известно как конкурс "Michele Pittaluga" в Alessandria, Италия. Франция получила свой "Concours International de Guitare", начиная с 1959 года, а начиная с начала 1970-х годов в Риме проходит конкурс "Fernando Sor".

В 1982 году Guitar Foundation of America начала свой "International Concert Artist Competition" (ICAC), а за многие десятилетия соревнования, большие и малые, появились по всему миру, практически в любой стране, которую вы могли бы упомянуть. Как и следует ожидать, основные гитарные метрополии, такие как Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания и США, каждый год проводят множество подобных мероприятий. Но дальше произошло распространение классических гитарных соревнований в таких странах, как Сингапур, Китай, Мексика, Россия и страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы, что свидетельствует о глобальном охвате и влиянии инструмента.

Что дают конкурсы их участникам?

Многими молодыми гитаристами по всему миру соревнования рассматриваются как важная подготовка и доказательство собственного профессионализма — это место, где музыканты могут испытать свой характер под грузом высокой ответственности, получить доступ к новым аудиториям и профессионалам, которые их судят, а также встречаться со своими сверстниками, и во многих случаях — просто увидеть мир в процессе всего этого.

Гарантирует ли успешную концертную карьеру успех на конкурсах? Конечно нет. Но это, несомненно, помогает, особенно в эпоху, когда известие о том, кто какое соревнование выиграл, становится новостью в социальных сетях, и тому подобное.

Конечно, подавляющее большинство исполнителей никогда не будут зарабатывать на жизнь преимущественно концертами. Сегодня, как это и было на протяжении десятилетий, лучшим путём к тому, чтобы зарабатывать на жизнь как классический гитарист, по-прежнему является преподавание. И трудно сказать, как успех на конкурсе может повлиять на это, помимо того, что, возможно, даст исполнителю узнаваемое имя в гитарном сообществе и уверенность в себе.

Мнения гитаристов

Sabrina Vlaskalic, сербская гитаристка, живущая и преподающая в Нидерландах, впервые участвовала в конкурсе в Белграде, в возрасте девяти лет:

Я была убеждена, что должна выиграть этот конкурс с моим очень удачным исполнением Agitato Op. 51, No. 3 Джулиани. Однако, результаты конкурса были довольно неожиданными: когда леди из конкурса позвонила, чтобы сообщить мне, что мне был присуждён только специальный приз для самого молодого участника, и что первая премия ушла для какой-то студентки Академии, я решила повесить трубку. Мои родители были недовольны моим отношением, и, к моему неудовольствию, мне всё равно пришлось принять награду.

Самым страшным из всего были аплодисменты аудитории после того, как играли мои коллеги. Это парализовало, так как мне было непонятно, сможет ли моя работа угодить мнению той же аудитории, которая всего лишь мгновение назад, согласно моему восприятию аплодисментов, очень доброжелательно восприняла исполнение коллеги-конкурента. Поэтому я делала всё возможное, чтобы не слышать этих аплодисментов.

Я не верю, что победа на конкурсе неизбежно приводит к стабильной долгосрочной концертной карьере, и думаю, что все молодые конкуренты должны знать об этой, казалось бы, невинной ловушке.

Stefan Schmidt, один из самых успешных учителей молодых гитаристов в Европе:

На вопрос, сможет ли гитарист, который приходит ко мне учиться, получить успех на конкурсе и / или концерте, в большинстве случаев я могу ответить. Однако абсолютно точное предсказание невозможно, поскольку конкурентный успех зависит от множества переменных. Конкурентоспособный гитарист должен быть предельно уверенным в себе, не должен легко разочаровываться и должен радоваться честной и дружелюбной конкуренции с другими.

У многих гитаристов-участников конкурсов ограниченный репертуар, потому что они, как правило, повторяют и перерабатывают пьесы, которые ранее уже принесли им успех. У многих из них также есть привычка уделять слишком много внимания техническому мастерству, не предпринимая при этом никаких музыкальных рисков. Гитаристы, которые успешно участвуют в соревнованиях, не всегда являются исполнителями, которые в музыкальном плане являются самыми одарёнными. Дополнительным недостатком является то, что отсутствие успеха может быстро привести к большому разочарованию и депрессии.

Celil Refik Kaya:

Недостатком соревнований является то, что они эмоционально истощают и могут привести к потере самооценки. Конкуренция в музыкальном мире требует, чтобы у вас был мирный образ мышления, стальные нервы и способность контролировать свои эмоции, чтобы не расстраиваться из-за вещей, которые вы не в состоянии контролировать. Поскольку мы люди и имеем эмоции, легко попасть на тёмную сторону этих чувств, но важно иметь возможность контролировать их и подниматься над ними. Мой собственный подход — быть собой, не пытаться никого поражать, а делиться с аудиторией радостью того, что я делаю, даже если это соревнование.

Пожалуй, моим советом было бы то, что результаты соревнований не должны приниматься лично. Тем не менее, после каждого конкурса, спрашивая судей и получая обратную связь, можно избежать будущих ошибок, например, плохого выбора репертуара. Если репертуар является свободным, его следует выбирать в соответствии с музыкальным вкусом страны, а также судей (если вы знаете их вкусы). Наконец, я хотел бы сказать, что успешные люди успешны потому, что никогда не отказываются от своих действий.

По материалам статьи.