Григорий Новиков, эксклюзивное интервью с гитаристом и директором гитарных фестивалей

Григорий Новиков (b. 1979) — российский гитарист из Кирова, директор трёх гитарных фестивалей-конкурсов. Он записал два альбома и выступает с сольными концертами и мастер-классами в России, по всей Европе и на Дальнем Востоке, в Мексике и Израиле.

Его биографию вы можете прочитать на официальном сайте (все ссылки в конце этой статьи), а в тексте статьи посмотреть и послушать музыкальные видео. Далее — текст эксклюзивного онлайн интервью, посвящённого в основном вопросам фестивалей и конкурсов.

Вы являетесь директором трёх гитарных фестивалей-конкурсов. Каково это, совмещать деятельность на такой казённой должности, как «директор», с собственно занятиями музыкой и личной музыкальной карьерой? Как получилось, что вы решили заняться такой работой?

На данный момент я занимаюсь организацией таких проектов как фестивали и конкурсы, порядка 10 лет. Это не заставляет постоянно находится в офисе, и можно руководить процессом дистанционно. Будучи еще студентом, мне хотелось реализовать себя не только как музыканта, но и в качестве организатора.

У каждого фестиваля есть своя история возникновения, и не могу сказать, что я прямо был настроен сделать проект в том или ином городе. Это получалось само собой в определённые моменты.

Сергей Руднев, «Поп и Балда», играет Григорий Новиков:

Что входит в работу директора фестиваля, как эта работа строится, много ли отнимает времени и сил, насколько хорошо или плохо (кем, каким способом) оплачивается?

Работа директора фестиваля состоит в том, чтобы выстроить программу фестиваля, организовать работу команды. Первое очень важно при планировании проекта. От этого зависит концепция всего мероприятия. Второе — разделение задач для каждого из команды оргкомитета.

Занятость опять же делится на два больших этапа. Первый, это когда начинается планирование и подготовка проекта, как правило — это минимум за 9-10 месяцев до начала фестиваля.

Смета фестиваля формируется из потребностей на организацию подарков, гонорара и «расходника» на артистов. Когда смета сформирована, начинается этап поиска денег. Это могут быть как бюджетные деньги, так и финансирование каких-то организаций и частных лиц. Если в жюри 4-5 иностранцев, то суммы сметы в корне отличаются от ситуации при их отсутствии.

Как правило, оплата артисту происходит за определённую активность на фестивале. Это работа в жюри, концертное выступление и мастер-классы. Иногда артист приезжает только для концерта (это редкость, но бывает, что график передвижений артиста не позволяет остаться на долгое время).

Второй этап — непосредственно за несколько дней до, и во время фестиваля. На втором этапе ты практически не принадлежишь себе, так как происходит огромное количество звонков от участников конкурса, родителей, педагогов. Каждого нужного расселить, накормить, помочь с какими-то бытовыми вопросами. А их возникает не мало в процессе фестиваля.

Оплаты работы директора как таковой нет, никто этим не занимается. По факту эти проекты работают в некотором роде как продвижение музыканта, аналогично тому, как продвигают себя и сами конкурсанты, участвующие в соревнованиях.

Расскажите, чем примечателен каждый из трёх ваших фестивалей, в чём его особенности и достоинства.

Повторюсь, у каждого фестиваля есть своя история.

Город Киров, Международный фестиваль и конкурс имени А. Матяева — этот фестиваль по сути должен был быть в городе Самаре, так как Матяев — уроженец этого города. Он жил, творил и воспитывал своих учеников в этих краях. К сожалению, мы не получили должной поддержки в администрации города, и проект был перенесен в Киров. Тут администрация с удовольствием включилась в работу и поддержала наш фестиваль. Скоро уже будем праздновать 10-ти летний юбилей.

Ещё один фестиваль — Всероссийский фестиваль и конкурс имени Юрия Аргамакова, город Кисловодск. Первый раз проходил в Пятигорске, и это был небольшой конкурс регионального значения. Благодаря семье Аргамаковых и С. Матохину этот фестиваль мы перенесли в Кисловодск. Здесь мы получили отличную поддержку администрации и мэра города Кисловодска. На днях будем праздновать уже третью годовщину.

Что касается Нижегородского фестиваля, то это самый молодой из моих фестивалей, и на данный момент самый энергозатратный. К сожалению, он не имеет принадлежности к какой-то фамилии и имени. Но уже был поставлен мой личный рекорд: на этот фестиваль приехало порядка 140 солистов и большое количество ансамблей и оркестров. В итоге общее количество участников составило 225 человек.

Григорий Новиков и Kevin Loh, нарезка из концерта в Сингапуре:

Как вы оцениваете состояние современной российской гитарной и фестивальной (конкурсной) сцены? Какие есть проблемы, и наоборот, достижения, позитивные моменты?

В России гитара сейчас испытывает настоящий бум подъёма. Очень много городов, где образовалась своя гитарная школа, традиции. Педагоги активно участвуют в различных фестивалях и конкурсах. Но тут есть и свои минусы.

На мой взгляд, сейчас слишком много фондовых конкурсов (когда в учредителях находятся частные компании, а не министерство культуры или департаменты образования), которые рождают сотни псевдолауреатов. К сожалению, само звание лауреата конкурса по факту обесценивается.

На фондовых конкурсах выдают лауреатские дипломы сразу после выступления. Как такового обсуждения членов жюри не происходит. Участник выходит со сцены, и ему сразу дают диплом победителя. Главное в таких конкурсах — сделать оплату взноса, и ты автоматически становишься лауреатом данного фестиваля. Как правило, на фондовых конкурсах нет призов, дают только бумажки. Мы их называем «фантики».

В фондовых конкурсах учредители напрямую зарабатывают на проекте. Это их основная задача. Когда же проект идет под покровительством бюджетных организаций, то расходы всегда больше доходов. В этих конкурсах всегда большое жюри, наличие подарков, и заработать диплом лауреата в разы сложнее, так как присутствует здоровая конкуренция.

На фондовых конкурсах не важно, как ты играешь, главное — участие, и ты автоматически становишься лауреатом. Их развелось много, и они действительно иногда мешают выявить настоящих лауреатов.

Не было ли у вас каких-то курьёзных (или просто интересных) случаев, историй, связанных с фестивальной жизнью?

Ситуаций забавных было достаточно. Одна из них была на первом фестивале в городе Кирове. Испанец, который был приглашен в жюри, пытался сесть в поезд до Курска. Он был уверен, что действует правильно и произносит название города корректно. Но благодаря профессиональной работе сотрудников вокзала его благополучно посадили на нужный поезд и он прибыл на фестиваль вовремя.

Так же в Кирове многие пытаются исправить форму заявки конкурса. Меняют Матяева на Митяева — второй вариант имени более на слуху у людей, что является причиной конфуза.

Ссылки

Читайте также: