Данный текст адресуется начинающим гитаристам.
Какой из аккордов Фа будет «самым простым» — будет личным предпочтением. Есть аккорды, которые мне даются легко, а другие гитаристы смотрят и спрашивают: «Господи, да так ты это вообще играешь?»
Для аккорда F (Фа) есть несколько простых аппликатур, которые будут хороши или не очень, в зависимости от того, что вам нужно. Первое, что я узнал в своей жизни об этом аккорде, была его аппликатура на барре.
Я выучил эту аппликатуру в таком виде, потому что в то время я предпочитал, чтобы звучало как можно больше струн. Да, при столь агрессивном подходе мне приходилось менять струны на регулярной основе...
Однако барре-аккорды, как правило, относятся к числу достаточно сложных техник, и их трудно заставить звучать сразу, особенно на акустике, с толстыми калибрами струн и высоким натяжением. Тем не менее, они остаются очень полезными, потому что барре-аккорды «E-form» и «A-form» позволяют сыграть буквально любой мажорный или минорный аккорд. [Примечание: изображённый выше аккорд Фа взят в виде «E-form».]
С тех пор я стал старше и мудрее, и хотя я всё еще использую эту аппликатуру, теперь это не единственный мой инструмент.
Теперь я предпочитаю в песнях в тональности C (в тональности До, где аккорд Фа — это аккорд IV ступени, использующийся очень часто) модификацию вышеприведённой аппликатуры, с «удалением» одной струны. Получается что-то вроде «открытой» версии этого аккорда, хотя действительно открытых струн там не будет.
Чем эта аппликатура хороша? Потому что переход на аккорд C и обратно очень естественен!
[Примечание: вышеописанный аккорд будет правильнее обозначить как F/C, а не просто F. Таким образом, это аккорд не в основном виде, а в обращении, и самым нижним его звуком будет звук До, взятый на пятой струне. Мощный бас Фа на шестой струне здесь отсутствует. Это обстоятельство может быть важным и привести к непригодности этой аппликатуры в некоторых случаях — она может давать совершенно неподходящее звучание. Впрочем, если вы играете в группе, и у вас есть басист, готовый сыграть низкую ноту Фа в этот момент — нет никаких проблем, в совокупности вы будете звучать как надо.]
Нужен вариант ещё проще? Да, есть и такой!
Это примерно так же просто, как просто поставить пальцы на струны. Однако на самом деле здесь вы начинаете сталкиваться с проблемами: чем меньше струн вы используете, тем больше струн вам нужно приглушить, если вы играете «боем» или «чёсом». (Если вы играете «перебором» — никаких проблем.)
На фото выше безымянный палец может касаться пятой струны, чтобы заглушить её. Шестая струна может быть заглушена большим пальцем, высовывающимся из-за грифа сверху, если вы играете на гитаре с достаточно узким грифом. И наконец, первая струна может быть заглушена указательным пальцем, прикасающимся к ней, как на фото выше.
Как и в более сложной предыдущей версии с четырьмя пальцами, в эту аппликатуру очень легко перейти от аккорда C. Тем не менее, всего с тремя звучащими струнами, такой аккорд может быть немного «слабоват», в случае бардовской музыки, где есть только вы и гитара.
Наконец, самая простая форма аккорда F на электрогитаре.
Это пауэр-аккорд F5. Вы можете сыграть этот аккорд и двумя пальцами, если у вас хватает размера и силы пальцев.
Преимущества — простота и скорость. Недостатки — совсем нет высоких звуков и, что более важно, нет никакой звуковой «окраски». Без терции пауэр-аккорды на самом деле не являются ни мажорными, ни минорными (в пауэр-аккордах нет терции). В некоторых случаях это можно считать приятной особенностью или даже необходимостью, а в других случаях — просто ошибкой.
Что касается аппликатуры, такой аккорд действительно «совместим» только с другими пауэр-аккордами. Практически для всего остального вы будете вынуждены изменить угол наклона руки относительно грифа, поэтому вы редко увидите этот аккорд за пределами спектра рок-жанров. Но этот аккорд Фа, вероятно — один из самых простых на грифе гитары.
По материалам публикации (англ.), все фото взяты оттуда же.