Максим Ярушкин, эксклюзивное интервью

Максим Ярушкин — российский фингерстайл гитарист, педагог и аранжировщик, создатель сайта GoFingerstyle, автор курсов по перкуссионному фингерстайлу и участник акустического инди-дуэта "Олли Вудс".

Ссылки на его ресурсы вы найдёте в конце публикации (а музыку — в середине), а далее — текст эксклюзивного онлайн интервью с ним.

Когда вы начали играть на гитаре и почему? Что привело вас к гитаре изначально?

Всё просто — мой дедушка играл на гитаре. Не профессионально, а просто дома, после работы. Это была семиструнка, и играл он битлов и романсы. Мне кажется, лет с 5 я просил его научить меня тоже. В итоге, мы в какой-то момент могли играть цыганочку на двоих или простенькое буги-вуги. Потом, в 3 классе, я пошел в музыкалку, на классическую гитару. Так всё и началось :-)

Какие ключевые моменты (или вехи) вашей музыкальной жизни?

Конечно, музыкальная школа на меня сильно повлияла. Но не только в плане обучения — я много выступал. И сольно, и в ансамбле. Следующий момент — это знакомство с будущей женой, так как она мне открыла мир Томми Эммануэля, и я увидел, что можно вот так. Ну и встреча с Андреем Аксеновым, с которым мы образовали фингерстайл-дуэт, много выступали, и даже успели записать авторский альбом.

Дальше — это YouTube-гитаризм и всё, что сейчас происходит со мной в онлайне.

Есть ли у вас какие-нибудь важные предстоящие проекты, задумки?

Есть, но боюсь делиться планами. Лучше поделюсь потом результатами. Но есть одно, что будет точно — в мае в Москве будет большой фингерстайл-фест. И это крупное событие не только для меня, но и вообще для гитаризма в России, мне кажется.

На какой гитаре или гитарах вы играете? Какая ширина грифа? Вообще, на что влияет ширина грифа и насколько это важно для фингерстайла?

Сейчас у меня несколько гитар. У каждой свои плюсы и минусы, поэтому я переключаюсь между ними. Это Baton Rouge, Sigma, Enya, Kibin и Seagull. Они отличаются по ширине грифа от стандарта (43 мм) до очень широкого на Baton Rouge (46 мм). На «фингерстайл» ширина грифа никак не влияет, она влияет только на удобство играющего. Тут каждый сам выбирает, основываясь на ощущениях, хотя в среднем «ширина по палате» где-то 44,5 мм (как на Эммануэлевском Maton).

Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом (упражнения, аранжировка, отработка готовых номеров, сочинение)?

У меня нет стандарта, потому что всё зависит от периода жизни. Если впереди концерты, то репетирую программу и кручу ручки на педалях. Если впереди запись видео на YouTube, то гоняю по кругу аранжировку и делаю черновые записи на iPhone. Если впереди выход курса, то сижу с ноутбуком и монтирую – гитару в руки беру ненадолго.

Какие советы вы можете дать тем, кто желает заниматься фингерстайлом? Можно ли заниматься фингерстайлом с полного "нуля", впервые взяв в руки инструмент, как старт в музыке вообще?

На мой взгляд, к чему бы вы не стремились, база будет плюс-минус одинаковая. Поставить руки, получить минимальное знание грифа и понимание ритмики. А дальше можно расти и в фингерстайле, и в других гитарных направлениях.

Что в вашем понимании есть фингерстайл? Не является ли фингерстайл гитара лишь неким "кавер-инструментом"? Обязан ли фингерстайл гитарист сочинять собственную музыку?

Принято считать, что фингерстайл — это попытка переложить все инструменты на одну акустическую гитару. Но нельзя упираться в одну эту идею, потому что зрителям и слушателям интереснее музыка или шоу, а не просто идея фингерстайла. К сожалению, слово «фингерстайл», напечатанное на афише, не собирает зал автоматически.

А что касается «кавер-инструмента», то это больше проявляется в YouTube. Конечно, музыка без вокала сложнее воспринимается, поэтому кавер — это более лёгкий путь найти слушателя. Когда нашёл, тогда можно и авторское предлагать. Последние пару лет я вижу именно такую тенденцию.

Обязан ли фингерстайл гитарист сочинять собственную музыку? Да никто никому ничего не обязан :-) У всех свои отношения с публикой, и у каждой публики свои ожидания. Можно вообще быть тем самым ютуб-кавер-гитаристом, никогда не выходить на сцену, но при этом делать хорошо и себе, и своим подписчикам. Каждому своё :-)

Насколько важна для фингерстайл гитариста, по вашему мнению, теория музыки? (начиная от нотной грамоты и заканчивая всеми тонкостями гармонии и аранжировки) Насколько глубоко нужно в ней разбираться, какие аспекты необходимы, какие не обязательны?

По моему опыту, теория музыки ускоряет музыкальные процессы. С другой стороны, важно не попадаться в ловушку «сперва изучу всю теорию, а потом буду творить».

Каких крупнейших фингерстайл гитаристов нужно знать и внимательно слушать?

Фингерстайл — это совсем не академическая штука, поэтому тут нет «нужно», «обязательно» (пишу, вспоминая «муз. литературу»). Я бы рекомендовал просто слушать много хорошей и разной музыки. Совсем не обязательно гитарной.

Что для вас музыка в предельно глобальном смысле? Это реальный язык общения со слушателем (играя, вы непременно "рассказываете историю", достоверно выражаете, передаёте чувства)? Или это всё-таки предельно абстрактное искусство, как у Стравинского, "музыка выражает только саму себя", а музыка лишь вызывает эмоции, но не может их достоверно передать без дополнительного, по сути немузыкального контекста?

Сложный вопрос. Мне кажется, что скорее второе. Потому что музыка может помочь вспомнить собственные эмоции и чувства, но не создать их. Можно бесконечно слушать песни о любви, но по-настоящему они подействуют только лишь на того, кто любил, например. Это и есть немузыкальный контекст, получается, если упростить.

Насколько важно в музыке чисто техническое совершенство исполнителя? Можно ли "играть душой", обладая при этом ограниченными техническими возможностями? Насколько сильно необходимо "упираться" в технику, звукоизвлечение, беглость и т.п. при занятиях гитарой?

Как всем известно, совершенства не существует. Поэтому достаточно искать баланс между «техникой» и «душой», и сильно не упарываться в философствованиях :-)

Должен ли "настоящий" музыкант испытывать потребность в концертной деятельности, выступлениях живьём? Удастся ли по-настоящему плодотворно заниматься музыкой без этого? Какие есть негативные моменты в профессии музыканта-исполнителя (если есть)?

Профессия «музыкант» делится на: концертирующий музыкант-артист, автор музыки, сессионщик для студийной работы, преподаватель, ютуб-музыкант и так далее. Быть во всех этих проявлениях одинаково классным невозможно. Поэтому вполне нормально для автора музыки, например, не уметь джемить или вести себя на сцене как артист. Но попробовать и получить опыт во всех этих ролях никогда не будет лишним.

Какой может (или должен) быть основной источник дохода у музыканта?

Все «роли», которые я перечислил выше, можно монетизировать. Нет лёгких путей. Но то, что вам приносит больше удовольствия, и будет легче даваться. Когда вы находите свою «роль», у вас становится меньше сомнений и больше веры в себя.

Ссылки

Классическая гитара, путеводитель по каналу