Что общего у Юрия Дудя и iPhone X?

31.03.2018

Хватит насиловать формат.

Первый выпуск «вДудя» вышел в феврале 2017-го, а в конце того же месяца Юрий продал первую рекламу. C тех пор YouTube превратился в каталог пародий/клонов/реплик на Дудя.

Каждый теперь интервьюер. Каждый заказал чехол для айфона со своим лого. Каждый научился складывать руки за головой, говорить «Ваша цитата!», повторять интонации Дудя, растягивать букву «р», играться со шрифтами для анонса, вставлять припевы в перебивки, устраивать блицы, приглашать рэперов и спрашивать про бабло.

И у каждого копипастера появилась грандиозная отмаза: «А что, разве это Дудь придумал жанр интервью? Пфф, нет!»

Мне одинаково жалко и тех, кто отрицает, что вдохновился Дудем, и тех, кто все же признает: да, Юрий повлиял на выбор ниши. Если честно, я соболезную всем, кто сейчас лезет на YouTube с интервью, потому что это в любом случае будет вторично и слабо.

Исключение – нишевый проект «Вписка»: там чувствуется, что парни запарились над форматом и динамикой. Кстати, характерно, что их отметил и сам Дудь.

Так вот, к интервью. Фишка Дудя – в грандиозной уверенности в себе во время беседы. Он работает в этой профессии больше 15 лет, причем 10 из них ушли на общение с людьми, которые не умеют разговаривать – с футболистами и тренерами. Дудю уже правда ничего не страшно: в 99% случаев любая его реакция естественна – во многом потому его и смотрят. Интервью смотрится именно как диалог, а не как прислуживание гостю – это крайне важный фактор.

А у клонов все иначе. Чаще всего, герой полностью ими манипулирует. Гость посмеялся – ведущий тоже похихикал. Гость болтает без конца – ведущий не перебьет, а дослушает, да еще и оставит на монтаже скучнейшую историю. Но самое мерзкое, что к середине любой беседы все вопросы задаются бесконечно заискивающим тоном. Как в «Теремке»: «Чего изволите, сударь?»

И это нормально. Дудь может себе позволить приехать к Теме Лебедеву и 2 часа расставлять свет. Другие интервьюеры, у которых нет такого фэйма, чувствуют ответственность и благодарность гостю просто за то, что тот уделяет время какому-то вторичному шоу с YouTube. Отсюда и дрожащие голоса, и нервные смешки в ответ на любую улыбку героя, и 50-минутные выпуски (сразу нет).

В этом плане Дудь правда похож на iPhone X.

Apple сделала вырез не первой – был еще Essential Phone и другие девайсы. Но повторять начали именно за Apple.

И как? Удачно? Ну, конечно же, нет: Android-производителям приходится публично заступаться за этот вырез, объяснять, зачем он нужен, и все равно позориться, потому что пользователи – не идиоты.

Они знают: не было бы iPhone X – не было бы выступа. Не было бы Дудя – не было бы сотен бездарных интервью на YouTube.

Ребята, мой вам совет: ищите другой жанр. Этот уже занят – весь раздел оккупирован одним человеком, а все остальные – по умолчанию шакалы и ленивые подражатели без собственных идей.

P.S. Я бы очень хотел посмотреть интервью, где с гостем общаются подчеркнуто грубо и развязно, но не так наигранно, как у Big Russian Boss. Такое в теории могло бы зайти, но, во-первых, вряд ли кто-то справится, а во-вторых, вряд ли в заведомо хамское шоу пойдет кто-то достойный.