«Движение вверх» – лучший русский фильм о спорте. Такого еще не было

08.01.2018

Глеб Чернявский написал лучшую рецензию в карьере.

Фильм качает с первой до последней минуты и даже во время титров, когда появляется запись броска Александра Белова. Даже не хочется сразу уходить из кинотеатра. Хочется остаться в кресле, все переварить и придумать, как справиться с эйфорией.

Ниже – о ее причинах (осторожно, текст кишит спойлерами).

1. Бесконечные респекты режиссеру, что фильм получился в хорошем смысле патриотичным. Без образов тупых американцев, без собственного пути, без атмосферы, что весь мир против нас. Нужно обезболивающее? Соперники протянули Сергею Белову целую упаковку. Американцы откровенно хамили в финале, а по телевизору возмущались с риторикой телеканала «Россия-1», но наши игроки успокаивали зрителя: «Да, грязно, но по правилам». А когда президент федерации баскетбола всерьез допустил, что в подворотне против нас играли профессионалы и что это подстава, героям фильма (и зрителям) захотелось только посмеяться.

2. Помимо важности того, что люди хоть чуть-чуть узнали про советский спорт, экранизация именно этого финала показывает, что не всегда нас засуживали и имели во все щели. В период допингового скандала даже мне не верилось, что эти несчастные три секунды столько раз переигрывали, ведь по идее давно должны были присудить победу америкосам.

3. Мощно показано, что такое по-настоящему идти к цели и переступать через себя. Ради мечты Модестас Пауласкас рисковал попасть в тюрьму, Сергей Белов забил на амбиции, а тренер Владимир Гаранжин потратил на лечение Александра Белова деньги, которые копил на операцию собственного ребенка. И плевать, что на самом деле автор решающего броска в Мюнхене был тогда здоров, а о страшном диагнозе узнал спустя несколько лет.

4. Незаметная, но сильнейшая отсылка к развязке: Белов в душе объявляет своей девушке, что ему остался либо год, либо два, либо вообще месяц. А та отвечает: «Если тебе скажут, что три минуты осталось жить? А три секунды?!» Жаль, что я знал про три секунды и сразу все понял, но осознать отсылку во время финала – наверное, дикий кайф и восторг.

5. Наверняка вы удивлялись, зачем Гаранжин ставит Белова в таком состоянии. Но вспомните диалог про три секунды: тренер не простил бы себе, если бы через месяц Белов отъехал, так и не сыграв с американцами в финале.

6. Игра против угольков в подворотне Нью-Йорка – лучший эпизод фильма. Начиная с икры, которую баскетболисты того времени реально привозили за границу и продавали, заканчивая победой парней из двора, которая вполне могла случиться. Там их кольцо, там их территория, там их жизнь – на стрессе наши профессионалы легко могли проиграть двадцать очков местным укурышам.

7. Сама картинка – это просто Запад. Особенно если сравнивать с какой-нибудь внешне стремной «Аритмией». В «Движении вверх» ты будто сам перемещаешься в те города и страны, а съемки игры с бросками сверху и нарушениями правил ощущаются как с площадки. Этот фильм просто нельзя смотреть дома, нужно обязательно идти в кино. Забавно, как идеально под антуражи СССР подошел ЛФК ЦСКА. Его совковое состояние, сохранившееся до сих пор, – это позор.

8. Поездка на свадьбу в Грузию объясняет то, насколько в спорте важна химия между тренером и командой, а баскетболисты – не роботы. У них тоже есть жизнь за пределами площадки, есть родственники, есть бытовые ситуации. Этот эпизод наполняет фильм душевностью и дает передохнуть перед кульминацией – финалом против сборной США.

9. Зажатые советские баскетболисты и раскрепощенные, уверенные в себе американцы. С одной стороны тренер в задрипанной куртке, с другой – говорящий лозунгами шоумен. Победа нашей сборной стала чудом не с игровой, а с психологической точки зрения.

10. Показать целый матч, а не нарезать хайлайты – необычное решение, но оно сработало. В какой-то момент даже кажется, что ты смотришь реальную баскетбольную игру, а не кино. И даже допускаешь, что Белов сейчас не попадет. Но ему некуда деваться: как и всей истории нашей страны, о которой мы многого не знаем, но в которой много всего интересного. Пусть таких фильмов будет больше.

Канал Глеба Чернявского в телеграме, где он иногда пишет такие тексты