Ан-325: нестандартная «Мрія-2» для британского шаттла, и не только...

Если статья вам понравится, не забудьте поставить "лайк", поделиться ею в соцсетях и подписаться на Познавательную копилку.

Ан-225 на сегодняшний день самый большегрузный самолет в мире. Единственный построенный экземпляр находится в летном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. Причина его постройки – необходимость создания авиатранспортной системы для проекта МКК «Буран». Основным назначением самолета-мечты в рамках данного проекта была перевозка компонентов ракеты-носителя и самого советского шаттла от места производства и сборки к месту запуска.

Правда к моменту окончания строительства самолета (первый полет – 21 декабря 1988 года) все необходимые перевозки были уже сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант». В программе «Буран» Ан-225 принимал участие, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив в апреле 1991 года несколько показательных полётов на Байконуре.

«Красиво летят, эти птички». Но пока просто присмотритесь к тому, как выглядит Ан-225
«Красиво летят, эти птички». Но пока просто присмотритесь к тому, как выглядит Ан-225

В США эти цели выполнял Boeing 747SCA (Shuttle Carrier Aircraft) созданный путем глубокой модификации Boeing 747-100.

Загрузка шаттла «Атлантис» на Boeing 747SCA
Загрузка шаттла «Атлантис» на Boeing 747SCA

«Буран» и серия американских космических челноков единственные из такого рода кораблей, которые побывали в космосе. Но есть и несколько проектов, которые так не были завершены. И не всегда самолеты самолёты, с такой большой грузоподъемностью, планировалось использовать только для перевозки челноков.

Один из них британский проект HOTOL (Horizontal Take-Off and Landing) предусматривавший создание космоплана с горизонтальными взлетом и посадкой. Проект вели Бритиш аэроспейс и Роллс-Ройс, а в его основе была концепция воздушно-реактивного двигателя, разработанная инженером Аланом Бондом, и запатентованная им в 1983 году.

Космоплан должен был взлетать с земли в космос без ракеты, но разработчикам так и не удалось решить возникшие проблемы. Британское правительство прекратило финансировать программу в 1988 году. Тогда же вышел из программы и Rolls-Royce. Проект в таком виде был завершен.

Но нам более интересно его продолжение: HOTOL-2 (он же Interim HOTOL) – предусматривал возможность старта с самолета-носителя. И таким самолетом должен был выступить Ан-325 – модификация Ан-225, уже известного нам. Проект получил новую жизнь в 1990 году, когда British Aerospace обратилась к Советскому Союзу с просьбой использовать «Мрию» в качестве воздушного космодрома для нового варианта своего шаттла.

Почему нам так хочется верить, что американцы не были на Луне? >>>

Тут стоить отметить, что идея разработки Ан-325 появилась еще раньше. И британцам просто повезло. Проектировался новый самолет на базе Ан-225. По своей схеме он мало чем отличался бы от Ан-225. Но он имел бы более мощные двигатели и доработанную систему крепления грузов к верхней части фюзеляжа.

Обновленная «Мрия» рассматривалась в качестве основной платформы воздушного старта орбитальных самолетов. Доработанное крепление грузов как раз позволяло бы «отстегивать» стартующие в космос корабли в полете на пике «горки». Кроме того Ан-325 имел дополнительный бак для топлива и большее количество двигателей. Их было восемь. Посмотрите на иллюстрацию ниже и сравните с изображением Ан-225 выше.

Здесь хорошо видно, что  Ан-325 должен был иметь восемь двигателей.
Здесь хорошо видно, что Ан-325 должен был иметь восемь двигателей.

К сожалению, HOTOL-2 показал себя не намного лучше, чем его предшественник, и был отменен в 1992 году из-за отсутствия интереса со стороны Европейского космического агентства (ESA) или правительства Великобритании.

Все пять шаттлов: описание, достижения, интересные факты >>>

Некоторое время идея воздушного старта с применением «Мрии» жила в виде проекта МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система). Здесь так же Ан-325 предполагалось использовать вместо первой ступени ракеты.

МАКС был отмечен золотой медалью и специальным призом в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94». К слову, в дальнейшем, для развития проекта и вовсе планировался огромный биплан с восемнадцатью двигателями. Но, ни МАКС, ни Ан-325 дальнейшего развития пока не получили.

Проект HOTOL, в целом, все еще жив, его разработчики вернулись к первоначальной идее горизонтального старта с земли. Но об этом уже в следующих статьях о британской космонавтике.

Вам также может быть интересно: Эти факты заставят вас взглянуть на Солнечную систему другими глазами! | Почему нам так хочется верить, что американцы не были на Луне? | Смогут ли американцы сами добраться до Марса? | Семь причин ни в коем случае не искать «братьев» по разуму | Первый и последний орбитальный корабль с вооружением на борту: что он мог? | Солнечная система не плоская – она шар! Посмотреть всё >>>

Хотите, чтобы в вашей персональной ленте появлялись позитивные и познавательные статьи? Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.