Смогут ли американцы отправить астронавтов на Марс? [детальный разбор]

11 February 2019

Марс – планета, которая давно манит землян. И особенно американцев. Они ведь же уже были на спутнике нашей планеты. Смогут ли США сделать еще один «маленький шаг» и покорить Марс?

Дональд Трамп сказал: «Лететь»!
Дональд Трамп сказал: «Лететь»!

Собственно есть много сомнений, в том были ли наши заокеанские друзья на спутнике Земли. Но сегодня не об этом. Полет к Красной планете и полет к Луне, это все равно что, съездить в Воронеж и слетать за океан. Марс – долго, опасно, трудно приземляться и взлетать и конечно дорого. С последним у звезднополосатого флага проблем нет, так что это уже один плюс в то, что он будет воткнут в красный марсианский песочек. И на этот раз на ветру он вполне может развиваться.

Каковы составляющие будущего межпланетного путешествия? Итак: ракета, корабль, взлетно-посадочный модуль. Что-то еще? Сейчас будем разбираться.

Есть ли у США ракета?

Есть ли у NASA ракета? (о Маске поговорим позже). SLS – Space Launch System сверхтяжёлая ракета-носитель для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты. Первый беспилотный запуск (EM-1) запланирован на середину 2020 года (да снова перенесен, с декабря этого года). Первый пилотируемый (EM-2) – на 2023 год (а было – середина 2022 года). Это при том, что ракету Boeing создает с 2011 года. И при том, что в проекте использованы двигатели и твердотопливные ускорители программы «Спейс шаттл».

Что с кораблем?

Что же с кораблем? В пару к SLS создается новый многоцелевой пилотируемый корабль «Орион». Его проектированием и строительством еще с 2006 году занимается компания Lockheed Martin. «Орион» уже был в космосе 5 декабря 2014 года. На орбиту его подняла тяжелая ракета Delta IV Heavy. Улетел он достаточно далеко - 5,8 тысяч километров от Землей. Это в 14 раз выше, чем летает вокруг планеты МКС. Правда есть одно «но». NASA испытало не весь корабль, а только его командный модуль. Вторую половину корабля – служебный модуль, который отвечает за ориентацию на орбите и энергоснабжение американцы решили сами не делать. Им занимается Европейское космическое агентство. Он пока не готов.

Правда, строительство командного модуля пилотируемой миссии Lockheed Martin уже начал. Но даже его строительство не говорит о том, что Марс станет ближе. Да, «Орион» в будущем должен помочь отправить человека на Марс. Только как? Пилотируемый полет корабля будет частью программы по созданию Lunar Orbital Platform-Gateway – международной обитаемой окололунной станции. Она предназначена для изучения Луны и дальнего космоса – на первом этапе. А вот в дальнейшем станет станцией пересадки для астронавтов, направляющихся на Марс и обратно. Орион будет возить их на станцию. Ее строительство задумано начать в этом году.

Все пять шаттлов: описание, достижения, интересные факты и редкие фото >>>

Отметим, в январе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что НАСА просит Россию разработать версию корабля «Союз», способную летать до Луны. Цель – создать вторую резервную транспортную систему. Опровержения агентства, кажется, не было. Но ни на «Орионе» ни «Союзе» к Марсу не полетишь. Тесно, неуютно, некуда сложить запасы провизии, воды и воздуха для длительного полета. На чем же лететь?

На чем лететь на Марс?

Deep Space Transport, он же Mars Transit Vehicle – межпланетный космический корабль для полетов в Солнечной системе, и в том числе к Марсу. Очередь до него дойдет после строительства окололунной станции. Он сможет обеспечить 1000-дневный полет к Марсу для экипажа из четырех человек.

Контрольная пилотируемая миссия назначена на 2027 год. Пока не переносилась. Вероятно, потому что разработка еще не началась. DST все еще является концепцией, и даже деньги на его разработку в бюджете не выделены.

Первый и последний орбитальный корабль с вооружением на борту: что он мог? >>>

Правда есть более простой вариант: использовать в качестве «марсианского корабля» жилой модуль, аналогичный российскому модулю «Звезда» Международной космической станции. За такой вариант, выступают многие американские эксперты. Опыт постройки и эксплуатации модуля уже имеется, изобретать что-то новое не потребуется, достаточно модернизировать то, что уже есть. Чтоб они без нас делали?

Как можно было заметить, NASA ориентируется на длительную экспедицию к Красной планете. А значит – риск для здоровья членов экипажа и существенный запас всего необходимого в полете. Плюс только один – можно сделать мега реалити-шоу транслируя полет астронавтов.

Россия идет другим путем

В России идут другим путем и делают ставку на создание ядерной энергодвигательной установки, предназначенной для полетов в дальний космос. Проект совместный – «Роскосмоса» и «Росатома». Такая энергоустановка с электрореактивными двигателями, разработка которых так же ведется в нашей стране, позволит достигнуть Марса за один-полтора месяца, а не за полтора года, как задумало НАСА. Летный прототип будет готов к 2022-2023 годам.

Из S7 Space делают российский SpaceX? Кто станет отечественным Илоном Маском? >>>

Нельзя сказать, что у нас все в порядке со сроками, но учитывая проблемы у американских конкурентов «Росатома» (как-нибудь напишу как Westinghouse строит АЭС в Китае) – нас не догонят. Хотя, даже и не пытаются. Наверно реалити-шоу все-таки в планах. Или что-то еще. Как думаете что? Напишите в комментариях, если догадались.

Посадка и взлет

Допустим до Марса долетели? Что дальше? Уильям Герстенмайер, заместитель администратора NASA по пилотируемым полетам, летом 2017 года признался, что агентство просто не знает, как посадить корабль с астронавтами на Марс. Да сажали зонды и тяжелые марсоходы. Но это требовало неимоверных усилий и чудес инженерной мысли. «Небесный краны», парашюты и реактивные двигатели. Но пилотируемая посадочная капсула (ее также не начинали даже разрабатывать) будет весить порядка 10-15 тонн. И это не «любопытный» Curiosity, чей вес не дотягивает и до тонны. Из 17 марсианских посадок, только 8 окончились удачно.

На Марсе есть атмосфера, а на Луне ее не было. Но атмосфера эта не достаточно плотная чтобы посадить тяжелый посадочный модуль на парашютах. Но ее хватит, чтобы сжечь не защищенный теплозащитным экраном аппарат.

Вам также может быть интересно: Эти факты заставят вас взглянуть на Солнечную систему другими глазами! | Почему нам так хочется верить, что американцы не были на Луне? | Угонят ли пришельцы межпланетный электромобиль Илона Маска? | Почему нам нужно отказаться от попыток установить контакт с внеземными цивилизациями? | Солнечная система не плоская – она шар! Посмотреть всё >>>

Но проблема с посадкой на поверхность планеты, ни что по сравнению с взлетом. На Луне сила тяжести составляет 17 % от земной, а на Марсе уже 37%. Ее величество гравитация. Марс так просто не отпустит.

Решение проблемы взлета предложено Робертом Зубриным основателем «Марсианского общества», организации популяризирующей полеты на Марс. Здесь все «просто»: завод по производству компонентов ракетного топлива и небольшую атомную электростанцию для его снабжения электроэнергией нужно доставить на Красную планету задолго до посадки астронавтов. Пока они будут лететь, он должен из марсианской атмосферы произвести метан и кислород, необходимые для старта ракеты с Марса. Но пока это только идея.

Он сказал: "Полетите!"

В декабре 2017 года Президент США Дональд Трамп подписал «Директиву № 1 по космической политике», которая фактически обязывает агентство подготовить пилотируемую экспедицию к Марсу уже в 30-х годах. Однако, как мы видим, пазл не сложился. У НАСА нет всех необходимых слагаемых для успешного полета. Даже если обойтись без посадки на планету. Зато некоторые есть у нас. Но поделимся ли мы ими?

А вот доберется ли до Марса Илон Маск, мы рассмотрим в следующей статье. Подписывайтесь на канал и не пропустите ее в своей персональной ленте.

Прямо сейчас в России, кажется, создают свой SpaceX. Мы следим за событиями. А что Вы думаете по этому поводу? Будет ли в стране свой Илон Маск? Поделитесь в комментариях – обсудим.