126 638 subscribers

Нелегальный поход на Космодром Байконур. Война бандитов и полицейских. Сквозь жару и песок

1,5k full reads

Поездка в эти края была спланирована еще в 2016 году. Планировалось выдвинутся группой в составе 4 человек. Я никогда раньше не участвовал в таких долгих походах, и пришлось неплохо подготовится. Обзавелись билетами на прямой поезд из Москвы до населенного пункта, откуда должен осуществиться наш старт. Билеты на руках. До поездки остается ровно неделя. Неприятные новости о том, что до нас туда отправилась группа лиц - очень расстроили. Глубокие переживания о том, что могут все запороть не давали покоя. Дальше известия еще хуже. Мы узнаем что их поймали на территории, да еще и без всяких подробностей. Маршрут пришлось заменить на другой, более неудобный и длительный. Позже узнается что ребят поймали на вылазе, после того, как они понаблюдали за запуском. По предварительным данным их заметили с действующий площадок. Подробности поимки до сих пор неизвестны. Комментарий одного из пойманных туристов: "Нас сначала 6 часов в ФСБ держали, а после 3 часа в полиции."

Наш маршрут отличался от их маршрута. Если бы заранее знал, с чем удастся столкнуться за долгий путь, максимум что я сделал - пошел их маршрутом на удачу, а в лучшем случае сдал билеты, отказался от поездки напрочь, найдя вариант более спокойный и поближе. Кто знал, что вместо 30+ км, на предстоит пройти 65+ только в одну сторону. Взяли с собой жратву. Колбасы, выпечку, мелкие вкусняшки - шоколадки, орешки, газовые горелки для подогрева 1-2 блюд. По несколько пар носков, лекарства. 10 литров воды на рыло было только у меня. У остальных доходило до 12-13 литров в маленьких емкостях. Один участник похода имел при себе сигнальную ракетницу на критический случай. Мало ли кого накусают, тварей ядовитых навалом. За спиной у каждого висел походный рюкзак весом 20+ кг.

Приехали мы на вокзал населенного пункта в 5 утра и сразу двинулись в путь. Рассветать начало где то в 7 утра, до этого момента мы успели дойти только до начала степи. По пути, в дневное время суток мы столкнулись с первой странной опасностью. Грузовой УАЗ ехал в нашу сторону. Спрятались за небольшим холмиком от греха подальше, подождали когда скроется на горизонте и съедет на трассу, от которой мы отдалились не так далеко. После этого момента, к моей руке врос бинокль в прямом смысле. Из рук его не выпускал до тех пор, пока не пришли к цели.

В степи не встретили верблюдов, зато видели большие табуны лошадей. Видели многочисленные останки животных. Удалось подержать на руках одну из обитательниц этих, на первый взгляд непригодных для жизни просторов. Рептилия попозировала на камеру, после чего была отпущенная на волю. С погодой нам очень повезло. Жар от жгущего солнце сглаживал холодный ветер. Очень боялись дождя, который запросто мог затопить некоторые низины на участках нашего пути.

30+ км за спиной, и мы благополучно добираемся до первого чекпоинта. Взорванные позиции РВСН. Кусок оставшейся потерны прослужил нам временным укрытием, столовой и спальней. Место очень опасное, спускаясь по обломкам с огромными рюкзаками к укрытию можно как нечего делать съехать вместе с землей в открытую шахту глубиной около 30 метров.

Мы разложили спальники, поели, попили и легли спать на 4 часа. Проснулись ближе к закату, спрятали воду на обратный путь, выдвинулись дальше.

Самый ад начался в сумерках, когда преодолели очередной ров. Рвов в степи было несколько, представляют из себя узкие, длинные котлованы разной глубины. Зачем? Как мы поняли, что бы машины не смогли настигнуть территорию. По словам некоторых людей - в этой зоне количество патрулей зашкаливает. Крузаки несущиеся по степи без фар, наворачивающие круги. Самое удивительное, что не только по наезженным участкам в виде калии, они умудрялись свободно и наугад перемещаться по непроходимым участкам. Еще до наступление полной темноты, товарищ замечает большой столб густой пыли. Мы синхронно поскидывали рюкзаки, и приземлились на животы выжидать. Машина без фар, на средней скорости проехала мимо нас в метрах 500 и скрылась. Куда поехала? Фиг его знает. Мы встали и двинулись дальше. По пути мы делали небольшие передышки. Максимальное время отдыха 20-30 минут. Ели, пили, перешнуровали обувь. Рюкзаки постепенно облегчались.

Наступила полнейшая темнота. Под ногами ничего не видно, шарканье обуви по засохшей степи и растениям стали действовать на нервы. Если в комнате выключить свет - будет точно такая же темнота. Нечеткие очертания растений давали понять, что идем мы по ровной дороге. Несколько часов наблюдая одно и тоже зрелище. Начались глюки. Казалось что дорога вовсе не дорога, а бездонный черный покров. Растения - это ямы. Небольшие перепады высот в степи намекали на крутые склоны. Смешно, но в некоторых местах я нащупывал рукой землю, чтобы удостоверится что продолжение ровной дороги все же присутствует. Резкие порывы ветра, шаги товарищей казались каким-то невнятным шептанием людей. Вообщем ппц.

Самый подходящий момент. Вблизи слышится тарахтелка. Дизельный крузак кругами, зиг-загами наяривает по степи. Пролетает буквально в 10-метрах от наших упавших и спрятавшихся за кустами тел. После, выходит на раскатанную дорогу, на невероятной скорости начинает отдаляться. Все замотались до такой степени, что стали искать место для отдыха. Интернет у нас имелся. Викимапия помогла отыскать нам пару строений поблизости. Идти 4-5 км. Пришли на место, бинокль в руки и наблюдается картина: Около заброшенного домика посреди степи стоит машина. Заброшенная она или нет проверять не стали. Подступ к домику был завален грудами железяк от жженых кабелей. Надежда оставалась только на очередную яму, которую мы нашли только после того, как преодолели сложнейшие для нас освещенные участки пути, и ЖД переезд. Дошли мы до ямы успешно. Осмотрелись в радиусе несколько сотен метров на наличие обкатанных дорог. Активно использующихся не обнаружили и легли спать. Еще 20+ км за спиной.

Проснулись мы в 2 дня. Один из товарищей вообще не помнит как дошел. У меня очень сильно обгорела нога на солнце, и половина лица. Пока я спал, один товарищ смахнул с другого товарища маленького скорпиона. После мы заметили что лежим в яме, с большим количество клещей, ползающих по нам. Мы дико обрадовались что нас никто не обнаружил. Как оказалось, ночью мы проглядели накатанную дорогу. Скорее всего, когда мы спали, недалеко от нас что-то проезжало, но мы не слышали. Как следует подкрепившись мы стали ждать наступление темноты, пролежав в яме 8 часов. Всякие пустые бутылки, этикетки, и прочие отходы мы закапывали дабы не казаться полными свиньями и не палить контору.

Наступило 11 часов вечера и мы стали выдвигаться на финишную прямую. Справа/слева живые светящиеся площадки. Светящиеся дороги, высохшие участки без растений которые преодолевали чуть ли не бегом. Свет от луны падал на землю и наши силуэты можно было разглядеть с 50 метров. Очертания комплекса и стенда мозолили глаза и не приближались. Казалось что вот-вот перейдем дорогу, и настигнем площадку. Хрен там был. Шли таким образом 10 км. Все это время казалось, что идем на месте. После того, как пересекли уже достаточно большой ров, множество накатанных дорог, комплекс встал в наших глазах в виде громадины, металлические конструкции которой, завывал сильный ветер. Под скрипы и грохот железных листов, которые казалось вот-вот отвалятся, мы вышли в финал. Несколько легковых машин с ближним светом фар проехали насквозь площадки с интервалом 5 минут и свернули в неизвестном направлении.

Мы зашли в комплекс, долго не могли сориентироваться как попасть к цели. Измотанные и нервные мы метались в темноте с тусклым светом красного фонаря. Только спустя 10 минут увидели то, ради чего пришли. Очертания легендарных крылатых творений изобретенных человеком, не успевших себя реализовать. Как хорошо что я взял с собой шлепки и шорты. Ведь сейчас, мы пойдем отдыхать на верхний этаж, где я смогу скинуть с себя берцы и походную одежду, а с утра, при свете солнца насладимся масштабами громадного комплекса.

Проспали мы достаточно много. Примерно в 11 часов утра нас будит радостный товарищ и говорит: "Ребята, мы здесь не одни! Этажом ниже помимо нас находится еще 8 человек. В ход пошла газовая горелка для приготовления утреннего кофе. К нам на этаж поднимаются два участника похода из другой команды, которая пришла следом. Поделившись друг с другом впечатлениями о походе мы приготовились осматривать помещения комплекса. Раздвигаются ножки штативов, щелкают отделения карт памяти в фотоаппаратах. Вспомнился запал группы людей до нас. Стало не по себе. Я переоделся, свернул спальники свой и одного из товарищей, пристегнул к рюкзаку и положил в сторону. В одну руку штатив с фотоаппаратом, вторая рука тянется к остывающему кофе, и сразу же его выливает.

-" ЗАПАЛ! Крикнул нам один из участников похода из другой группы.

В помещении комплекса воцарилась паника, топот, вопли, кто-то свистит, кто-то просто орет. Дрожат металлические полы на лестничных пролетах, Я хватаю вещи, заранее приготовленные. Свои и одного из товарищей. Мы вдвоем несемся на верх, куда глаза глядят. Спрятались мы то что надо. Почти на самом выходе на крышу в одном из десятков помещений оборудованных вентиляционными системами, так называемыми "улитками" нескромных размеров, за которыми можно спрятаться. Так же был видок на этаж ниже.

Вопли не утихали несколько часов. Не помню сколько прошло времени после того, как всех поймали. Нам казалось, что где-то в глубине комплекса, в какой нибудь вентиляционной комнате сидят люди которым кажется тоже самое. Тишина наступила. Идем разведывать обстановку. Осторожными движениями, с фотоаппаратами на перевес вышли на один из лестничных пролетов. По пути вниз было сделано несколько кадров.

В свете солнечного дня, стелилась степь, по который мы добирались.

И заброшенная стартовая площадка.

Спустившись ниже на пару этажей - другая сторона комплекса отлично просматривалась. Аккуратно высунув голову за металлическую балку, я увидел силуэт человека в тени. Пристально смотрящий то вниз, то по сторонам. Всё стало понятно.

-" Там кто-то стоит, возможно оставили человека, что бы высматривал остальных" Сказал я товарищу, единственному, кто был со мной в тот момент. В полной печали мы поднимаемся на верх к вещам, в наше укрытие. Просидели мы до 5 вечера. Умудрились немного поспать, проснулись от тревоги на душе и осознания того где мы сейчас, и что произошло.

-" Что будем делать?"
-"..."

-" Что будем делать, а?"
-"Пойдем еще разок проверим. Только на этот раз возьмем с собой все вещи. Успеем пофоткать. Если что, принимаемся. Выбора у нас нет.

Так мы и сделали. Спускаемся вниз по той же лестнице. "Смотрящего" на другой стороне уже не было. Устал ждать и слился подумали мы, как после этого снимка -

К нам аккуратно подкрадывается один из участников похода с другой группы.

- "Цех пуст 100%. Всех приняли, всех до одного. Видел как выводили. Сам спрятался так, что хрен найдешь. С фонарями всё рыскали, не нашли." Промолвил он, тихо шепотом.

- "У нас есть место где можно скинуть вещи" Сказали мы и стали возвращаться на верх.

В очередной раз мы обменялись впечатлениями о случившемся. Хоть и были незнакомы, но очень были рады видеть друг-друга.

- "Ну что? Посидим и фоткать пойдем пока не стемнело?

От этого предложения никто не смог отказаться. Немного перекусив и приняв внутрь алкогольного вещества, которым нас с товарищем угостили, мы налегке тритий раз спустились вниз. Аккуратно перемещаясь по металлическим мостикам начали фотографировать.

За множеством металлических переходов, выглядывало то самое, ради чего мы сюда пришли.

Масштабы комплекса на фото не передать. Они ощущаются только тогда, когда сам там присутствуешь.

Как позже выяснилось, человек которого мы испугались и восприняли за "Смотрящего" был тот самый парень, которому как и нам, удалось избежать принималова и хорошенько спрятаться. На противоположенной стороне стоял именно он. Высматривал остался в цеху кто или нет, что бы окликнуть.

Сделав немного кадров поднимаемся на верх. Думать как быть дальше. Спланировали мы побег на 12 ночи. Времени оставалось не так много и мы снова решили подкрепиться. Газовая горелка пошла в ход. Сейчас попьем кофейку и запарим бичей, сказал товарищ рыская рукой по карманам в поисках зажигалки. Зажигалку он не нашел, и попросил сходить к месту где мы ночевали когда пришли. Она могла остаться там. Я отправился на ее поиски, которые не дали никаких результатов. Зажигалку последний раз видели у товарища, которого задержали. Я превратил две сумки в один рюкзак, компактно все сложив, раскидали воду. Во время приема пищи были разработаны быстровозводимые из подручных средств столовые приборы - кружка, тарелочка и вилка. Кружка представляла из себя горлышко бутылки отрезанное ножницами швейцарского ножа. Куда товарищ налил мне кофеек.

- "Надеюсь в этот раз спокойно попью и выливать не придется " - подумал я.

Нижняя часть бутылки обрезанная ножницами послужила тарелочкой для запаривания в ней лапши "доширак." Вилку вырезали из плотного пластика основы папки "Erich Krause" или другой ее части. Столовые приборы были произведены и готовы к использованию. Кипяток получили при помощи подогрева воды на газовой горелке. Из-за отсутствия зажигалки искру пришлось добывать при помощи аккумуляторной батареи типа "18650" и фольги из упаковки жевательной резинки "Orbit". Все столовые приборы успешно прошли эксплуатацию, конструктор был награжден похвалой. Вот только вилка проиграла в схватке с горячей лапшой. Во время приема пищи зубья моментально расплавились от высокой температуры.

Солнце скрылось за горизонтом и мы выбрались на крышу с биноклем. Разделились и рассредоточились по разным углам. Все стали наблюдать за обстановкой вокруг площадки, на которой располагался комплекс. От ветра гремят железки, сильный пронизывающий ветер. Перекрикиваться нельзя. Внизу колесит множество машин. Никто не знал, ждут нас или нет. Будут искать дальше? Организована ли засада? Знают ли о нашем существовании вообще? Всё было очень запутанно и не ясно.

Отступать мы решили другим путём. Выползли мы из комплекса. Нашего залаза больше не было. Пришлось прыгать вниз с небольшой высоты. Идем по площадке. Всё тихо и спокойно. Вообще никаких движений. Первая преграда, вторая - преодолена. Движуха началась. Неподалеку от нас стали брехать собаки. Послышались звуки автомобильных двигателей. Мы вросли в землю у забора, за которым располагалась огромная кабельная потерна. Слушая лай собак и гул моторов мы пролежали 30 минут. Вновь затишье. Переждали еще 15 минут и взобрались на металлический мостик проходящий через потерну. Мы покинули площадку. Осталось пересечь дорогу и мы окажемся в глуши. В безопасности. Но тут то было. В сотни метров от нас заводится машина, врубает дальний и движется в нашу сторону. Мы падаем, как червяки ползем под трубы теплотрассы. Машина нас настигает, вот вот нас заметят, но мы успеваем спрятаться. Лежим и слышим как она проносится мимо. Облегчение и радость. Снова повезло. Но всё оказалось не так. Провал. Обманчивая эйфория длилась до момента, пока машина не развернулась и остановилась. До момента пока не захлопали двери, и сухо щелкнули затворы автоматов. Они шли вдоль теплотрассы с двух сторон высвечивая яркими фонарями каждый метр. Все ближе шаги, все ближе свет. Конец, подумал я, почувствовав себя беспомощным ничтожеством в безвыходном положении. Надежд на удачу не было. В затылок уперлось дуло АК. Мат, крики ненависти, агрессия, угрозы открыть огонь. Через минуту последовали фразы:

- "Кто такие нах? Что тут делаем нах?"

Короткая пауза, и с моих уст выстреливает фраза: "Мы туристы"

- "Ох, ребята, вставайте, я вас чуть не пристрелил.

Я вылез из под труб теплотрассы и увидел перед собой нескольких вооруженных людей в камуфляже, спрятавших свои АК за спину.

- "Вы как тут оказались? Вы не те, что отбились от тех, кого утром поймали?

Мы объяснили им всю ситуацию, и к этому моменту подъехало еще 3 машины с вооруженными людьми.

После часа простоя и разговоров нас отвезли в местный отдел полиции. Забрали паспорта, и один из младших офицеров полиции поинтересовался как мы добрались до площадки. Мы ответили что добирались по степи, что на дорогу ушло двое суток. Он с выпученными глазами еще раз переспросил. Мы ответили: По степи добирались, и кстати, патрули ваши на полпути видели. Без фар джипы колесят. После этой фразы лицо у полицейского поменялось, и он дал шокирующий нам ответ.

- "Это не наши патрули ребята. Это те, за кого вас восприняли когда вас задерживали. "

Типичный дизельный крузак 90-х гв. В салоне - до 8 человек. Зверье - которое ненавидит европейские рожи.

- "Я воздержусь от комментариев, что бы с вами могли сделать, если заметили. N - кол-во лет поймать не можем. У водилы ночник. Уходят за пределы космодрома, объезжая все наши препятствия и ловушки. Рвы видели? Вот для них старались. Но все равно умудряются как то въезжать.

Нам всем стало ясно, что это та самая хрень, которая проехала у нас перед носом. Полицейские начали подробно расспрашивать про время когда был замечен автомобиль. Они очень заинтересовались этой ситуацией. Я ответил что мы успели спрятаться и ничего не разглядели.

- "За один заезд этот флот набирает 200 кг кабеля, и смывается в Арал. Пришли бы вы сюда лет 10 назад, поймали бы они вас, скрутили, отвезли бы в свою глушь, разрезали пятки, накрошили в рану конский волос" - сказал полицейский.

- "А зачем конский волос?" - спросили мы.

- "А затем, что бы из степи некуда было бежать. Когда рана заживет, из за конского волоса внутри на пятку наступать ужасно больно. А на ципочках далеко не уйдешь. Будешь всю жизнь за скотиной присматривать." - сказал полицейский.

Что не говори, весь этот бред мы восприняли как пугачки.

Нам вернули паспорта, и повезли в другой отдел. В город. По пути пересадили в газель с криминалистами и следователями, возвращались с места преступления. Рассказали что кабель украли. Очень много кабеля. Как раз, с той стороны где мы крузак вдели. Тут мы поняли что нам не врут. Когда последний раз мы видели джип несущийся на большой скорости и петляющий по степи - он скорее всего был с грузом, и таким способом "виляния" запутывал следы.

Оставшуюся часть пути до города нам рассказывали насколько жестокий Южный Казахстан и какие ужасы тут происходят. Как люди страдают от безработицы и нечем кормить семьи. Рассказали про то, что толкает их на преступления.

Привезли нас в отдел к более серьезным дядькам.

- "Ну что, туристы. Давайте ваши паспорта. Как оказались то здесь?"
В очередной раз ответили "По степи пришли."

Дядька полицейский в звании старшего офицера садится за стол, с выпученными глазами смотрит на нас и тихо говорит: "Вот это вы *******." Он несколько раз в недоумении повторял эту фразу, а после принялся рассказывать. Мы перебили и сказали что в курсе всего. Другой полицейский сидя за другим столиком промолвил: "У меня вот три черепушки лежит, до сих пор не знаю кто это."

Лица у сотрудников органов правопорядка были каменные и удивленные, с уст не слетали выражения на сколько нам повезло.

Откатали пальцы, написали объяснительные и к утру нас отпустили. Да не просто так отпустили, а выделили буханку и отвезли до гостиницы, поближе к вокзалу. В гостинице нас ждали товарищи которых поймали до нас. Очень сильно хотелось есть и мы пошли в столовую. Садимся за стол заранее заказав блюда. За столиком напротив нас сидели несколько молодых парней казахов с злобными уставшими лицами, косящимися на нас. На столе у них было очень много еды. По их лицам было видно что очень устали, и не спали всю ночь.

После прочтения не забудьте поставить лайк и подписаться.

Расскажите о этой статье у себя на странице в соц сети. Спасибо за внимание!