Кто этот 90-летний дед, который есть во всех комикс-фильмах Marvel? Правдивая история Стэна Ли

31.03.2018

Стэн Ли, без всяких преувеличений, комикс-икона. Им нельзя не восхищаться, также, как нельзя не завидовать его богатой фантазии. Каждый месяц сценаристы Marvel, DC и других издательств выносят на суд публики новых героев и злодеев, но публика лишь снисходительно хмыкает. А Ли в 60-х годах прошлого века за очень короткий срок придумал невероятное количество ныне культовых персонажей: Фантастическую четверку, Человека-паука, Железного человека, Тора, Халка, Людей Икс, Доктора Дума, Зеленого гоблина, Песочного человека… В дань уважения киношники зовут его сниматься в камео - крохотной роли - во всех фильмах Marvel.

Именно благодаря Стэну Ли издательство Marvel в 1972 году обогнало извечного конкурента – DC Comics – по продажам и из совсем небольшой компании выросло в настоящую комикс-империю. И ведь кто бы мог подумать…

Стэнли Мартин Либер родился 28 декабря 1922 года в Нью-Йорке. Шустрый, толковый паренек, мечтавший однажды написать великий роман, зарабатывал на жизнь с энтузиазмом, достойным Питера Паркера. Он и сэндвичи развозил, и подписку на газету продавал и даже писал некрологи. В 16 лет Стэнли устроился ассистентом на работу в издательство Timely Comics, которое позже сменит вывеску на Marvel. Устроился, можно сказать, по блату – в компании работали его дядя и муж двоюродной сестры. Поначалу Стэнли наполнял чернильницы художникам и приносил им ланч. В 1941 году Либер начал сам сочинять для издательства, подписываясь «Стэн Ли». И вовсе не потому, что стеснялся еврейского происхождения.

Стэнли понимал, что большинство серий издательства – несусветный вздор, и берег свою фамилию до того момента, когда начнет писать что-нибудь стоящее. Позже, когда Стэн Ли прославился, а его имя стало знаком качества, он официально сменил паспортные данные.

Впрочем, до успеха было еще очень далеко. В конце 1941 года двух важных авторов издательства уволили со скандалом – недовольные гонорарами, они стали поглядывать «на сторону». Ли, которому еще и двадцати не исполнилось, вдруг стал ведущим редактором издательства. Правда, ненадолго – началась война, и Стэн добровольцем записался в армию. Он, правда, не воевал – писал инструкции и помогал делать обучающие фильмы

Стэн Ли был одним из самых молодых редакторов в комикс-бизнесе. Однако долгие годы его талант не находил должного применения. Издательство пыталось угнаться за модой и выпускало то, что пользовалось хоть каким-то спросом на рынке. Вестерны, романтические истории, детективы, истории о монстрах – Стэну приходилось сочинять все подряд. Когда ему почти стукнуло сорок, он решил менять работу. Ситуация в издательстве все равно была аховая. В 50-х спрос на комиксы резко упал. Многих сотрудников пришлось уволить, художникам стали платить 25 долларов за страницу вместо 40 баксов.

Однако в 1961 году в жизни Стэна случился поворотный момент. По легенде, которая, скорее всего, является выдумкой, издатель компании Ли поиграл в гольф с конкурентами и те расхвастались, мол, комикс о супергеройской команде Justice League of America продается чудо как хорошо. Издатель позвонил Стэну и в очередной раз потребовал выдать продукт в угоду рынку.

Ли нравились супергерои. Однако костюмированные защитники добра и справедливости казались ему однотипными. Он хотел создать нечто иное. Джоан, жена Стэна, сказала ему, что раз уж он все равно решил увольняться, почему бы напоследок не рассказать именно такую историю, какую он сам хочет. Ли подумал-подумал, и вместе с художником Джеком Кирби придумал «Фантастическую четверку». По тем временам, необычный комикс! Главные герои не прятали своих лиц и не боялись известности, не носили костюмов (правда, совсем недолго) и вообще, по сути, были дружной семьей. В других комиксах герои несли службу: поступил сигнал – извольте спасать тех, кто в беде. «Фантастическая четверка» предлагала опасные экспедиции и невероятные приключения. Хотя о спасении человечества тоже никто не забывал.

Первый номер Fantastic Four увидел свет в ноябре 1961 года. Серия мгновенно стала хитом, и уже через несколько недель на обложке красовалась гордая, хвастливая надпись: «Величайший комикс-журнал в мире». На волне успеха Стэна будто «прорвало». Каждый месяц он выдавал на гора новых ярких героев и злодеев. Придуманные Ли герои не были безупречными «рыцарями без страха и упрека». У них бурная личная жизнь, им знакомы страсти и слабости. Иногда они ведут себя глупо и безответственно, и не потому что их зачаровал очередной колдун, а просто потому что такова натура человека – делать ошибки. То же самое можно сказать о злодеях Ли. Многие из них – картонные страшилки, но самые лучшие – всегда неоднозначные личности со своей мотивацией. Даже Доктор Дум не так прост, как кажется.

На протяжении следующих 10 лет Стэн Ли вкалывал как проклятый. Он, кстати, очень интересно сочинял. Marvel, в отличие от DC, долгое время оставалось маленьким издательством. Стэн Ли одновременно был и главным сценаристом и единственным редактором! Работы было невпроворот (попробуйте вести сразу почти 10 серий!), и Ли не писал развернутые сценарии, а в общих чертах объяснял художнику, что и как происходит в истории. Получив страницы, Стэн писал диалоги. Впрочем, «метод Marvel» не прижился в комикс-индустрии – чтобы он работал нужно полное взаимопонимание между автором и художником.

Был у Стэна и еще один занятный трюк - очень многих своих героев он одаривал именем и фамилией, начинающимися с одной буквы. И на то у него была веская причина!

Стэн Ли настаивал, что герои разных комиксов должны чаще встречаться, помогать друг другу, заводить романы. Из разрозненных серий постепенно сложилась единая, великая «вселенная Marvel». Ли сделал комиксы частью поп-культуры, добился того, чтобы их воспринимали всерьез. Большое достижение – в 1971 году Департамент здравоохранения попросил Стэна рассказать о вреде наркотиков со страниц «Удивительного Человека-паука» (занятная история – читайте The Amazing Spider-Man #96-98).

В середине 70-х, когда комиксы Marvel уже регулярно продавались лучше, чем комиксы главного конкурента – DC Comics, Стэн почти перестал сочинять и даже редактировать. Он продвигался по карьерной лестнице (издатель, президент, председатель правления), и его все больше заботили бизнес-вопросы. Стэн Ли был лицом Marvel: поддерживал фэн-клубы, регулярно появлялся на крупных комикс-мероприятиях. А в начале 80-х он перебрался в Калифорнию, чтобы плотнее работать с Голливудом.

Сегодня Стэн Ли – знаменитость. Он – сопродюсер многих экранизаций комиксов Marvel, у него камео почти в каждом фильме с его персонажами. Это уже добрая традиция – отыскать Стэна в очередном блокбастере. Не замечали? В фильме «Люди Икс» Ли – продавец хот-догов, в «Халке» – охранник, в «Новом Человеке-пауке» – библиотекарь.

Долгих лет жизни, Стэн! Пусть тебе уже 95-лет и твои герои переживут нас всех, сделай милость, не спеши нас покидать.