Обратно в СССР: "Планета-спорт" - почему он остался в прошлом?

09.04.2018

Хороший старт

Новая модель Ижевского завода в середине 70-х вызвала шок у населения. Как удалось сделать такой быстрый мотоцикл? Почему он получился качественным? Это изделие не уступало зарубежным аналогам. Если и была разница в динамических параметрах, то это было связано с адаптацией к советской действительности. Правдивость данного постулата была подтверждена посредством сравнения мотоциклов советского и японского производства. Список конструкторских решений и используемых импортных деталей мог бы смутить обычного советского любителя мотоциклов и заставить негодовать квалифицированного инженера:

  • У мотора имеется мягкое крепление на демпферах из резины
  • Головки цилиндра характеризуются веерным оребрением
  • 12-вольтовый генератор
  • Воздушный фильтр «Filtrak»(ГДР)
  • Протектор «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Спидометр «Veglia Borletti»
  • Переключатели Honda
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Фары «Hella»
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия)
  • Свеча «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Аккумуляторные батареи - Япония
Не вызывает особого удивления тот факт, что компоненты высокого качества оказали внимание на мотоцикл в целом. На мощность мотора оказали воздействие такие элементы, как карбюратор, свеча, фильтр и т.п.

Что же произошло?

Изменение в конструкции машины на протяжении её жизненного цикла является нормальной практикой. Но традиционно конструкция модернизируется. Но почему «Планеты-спорт» семидесятых годов ценятся больше, чем их аналоги, собранные позднее. Если рассуждать, как мотоциклисты, то здесь вопросов нет. За десятилетие мотоцикл потерял в мощности 6 «лошадей», а также стал тяжелее. Кроме того, на заводе импортные детали были заменены на советские аналоги.

Чем обусловлена подобная деградация? Ответ на вопрос можно получить в журнале «За рулём» (6/1978 г.). В нём инженеры компании-производителя характеризуют изменения в конструкции мотоцикла «Планета-спорт». Они подчёркивают, что имело место большое количество изменений. Прежде всего, мотор получил для цилиндра новую головку (с традиционным оребрением, а не веерным), а также произошла замена камеры сгорания, и усиление крепления мотора. Карбюратор «Микуни» импортного производства заменили на отечественный К62М.

Теперь видно, куда исчезли 6 «лошадей». А упразднение нового крепления мотора было обозначено, как «усиление». Почему завод наступил на горло своему изделию? Явилась ли деградация итогом безразличия и нежелания всё делать до конца. Если прочитать статью до последней строчки, то можно увидеть, какие вопросы задают мотоциклисты:

  • Возможна ли замена мотора (цилиндра) для Планеты-3 (Юпитера-3)?
  • Кольца достать сложновато, есть ли возможность заменить их иными?
  • Имеются ли сальники и подшипники, которые являются взаимозаменяемыми с такими же деталями иных моделей?
  • Находятся ли в вилке (передней) взаимозаменяемые детали?
  • Чем заменяется масло марки МС20, которое сложно купить?
  • Есть ли возможность переднюю шину 3x19 заменить моделью 3,25x19э?
Следует признать, что отсутствовали вопросы о том, когда этот мотоцикл сможет стать гораздо лучше.

Те мотоциклисты, которые приобрели в семидесятых спортбайк (хороший аналог мотоциклам японского производства), восхищались покупкой до появления первых поломок, и возникновения необходимости проведения ремонта. В течение процесса использования мотоцикла многие стали понимать, что в условиях советской реальности не существует Ижа, который превзошёл бы «Планету» или «Юпитер».

Отличный мотоцикл дорожно-спортивного направления оказался в заложниках сложной ситуации, связанной с жёстким дефицитом запчастей, и отсутствием даже минимального сервиса. Нужно сказать, что со всеми сложностями владельцы мотоциклов справлялись успешно: ремонтировали собственными силами и проводили замену деталей на другие, которые удавалось найти.

На Ижевском заводе из трудного положения выходили аналогичным образом. Вызывает удивление тот факт, что «Планета-спорт» просуществовала такое продолжительное время, не трансформировавшись в традиционный 18-сильный мотоцикл с иным баком, а также бардачками.