Чего не хватает в «Курсе Благополучия»

26 June

В одном из своих выступлений Николай Стариков представил программу "Курс благополучия". Ссылка на программу находится непосредственно на сайте Старикова и на сайте Изборского клуба. Насколько я понял Старикова, разработчиками программы являются участники Изборского клуба. С разработчиками можно связаться через специальную форму, имена и фамилии разработчиков не раскрываются.

Переходим на сайт Изборского клуба и внимательно изучаем участников. Выбираем из участников экономистов, финансистов и предпринимателей, как потенциальных создателей программы.

Состав участников клуба имеет повышенную уважаемость и по нему можно судить о высоком уровне разработчиков.

Что гарантируют разработчики?

"Выполнение Курса гарантирует экономический рост 7 – 11% в течение более 10 лет подряд, при потребительской инфляции 2 – 4%".

Программа гарантирует! Давайте, посмотрим откуда берутся гарантии.

Причина торможения развития

Разработчики выявили причину торможения развития России, это - "исключительно малая монетизация российской экономики".

Суть Курса Благополучия состоит в решении основной проблемы современной российской экономики – отсутствия в ней нужного количества денег для инвестиций и для потребительского спроса. Причем – на всех уровнях.

Экономисты расходятся в этом вопросе и не все считают, что проблемы экономики состоят только в "малой монетизации".

Что предлагается сделать?

1. Значительное увеличение зарплат бюджетников всех категорий и обнуление подоходного налога для граждан с доходами ниже 2-х прожиточных минимумов. Введение умеренно прогрессивной шкалы подоходного налога, которая в большей степени играет роль «клапана социальной справедливости», а не инструмента наполнения бюджета.

Этот пункт мне не нравится. А почему не нравится, объясню ниже.

2. Увеличение расходов государства на строительство новой инфраструктуры, затрагивающей жизнь и экономическую активность большинства населения – качественные авто и ЖД дороги, все виды коммунальных сетей и энергосетей, учреждения образования и здравоохранения.

Поддержим хорошее.

3. Масштабное расширение кредитования строительства новых производственных мощностей и массового жилья через контролируемые государством банки, с возвращением большей части получаемых процентных доходов через дивиденды банка обратно государству.

Отлично! Против хорошего не возражаем.

4. В целях сохранения стабильности и предсказуемости курса национальной валюты:
Ограниченные меры валютного контроля для неторговых операций — при сохраняющемся свободном доступе к покупке и продаже валюты для нужд товарного экспорта и импорта. Жесткость контроля – в пределах мер, применяемых Китаем и многими другими странами сегодня, Японией в недавнем прошлом, и Россией до 2002 года.

Давно назревшая и необходимая мера.

5. Очевидно, что увеличение доходов бюджетников, рост остальных трат федерального бюджета потребуют увеличения расходов бюджета сверх его доходов – до 20% в первые два года Курса. Как и чем будет покрываться такой дефицит бюджета?
Важной частью Курса Государственного Благополучия является отказ от бездефицитного федерального бюджета.
Главной целью будет являться стабильность внутренних потребительских цен при росте доходов населения. Стабильность цен достигается жесткой антимонопольной политикой («кнут») и низкопроцентной кредитной поддержкой на быстрое добавление недостающих мощностей («огромный пряник»)

Этот пункт вытекает из 1-го пункта. Рассмотрим ниже.

6. Практика Китая последних 20 лет подтверждает – можно списывать часть выдаваемых займов от госбанков частным и государственным компаниям. Главное – проверить факт создания новых производств и инфраструктурных объектов, на которые брались эти займы. Механизмы списания выданных займов (то есть – скрытого субсидирования компаний) могут быть разные, подробности в других разделах подробного описания Курса.
В сумме – пункты 3, 5 и 6 способны удвоить денежную массу в стране в течение первых трех лет проведения Курса. Без потребительской инфляции!

Хорошая и нужная мера.

7. Первые два года Курса возможно сохранение сегодняшней структуры собственности и регулирования в электроэнергетике, коммунальном хозяйстве, РЖД и прочих естественных монополиях. Со всеми из них потребуются соглашения о реструктуризации их банковской задолженности и помощи государства в финансировании их капитальных затрат. Выполняется это через те же вышеописанные механизмы финансирования инвестиций — в обмен на фиксацию тарифов монополий на ближайшие три года.
Например – прямые бюджетные ассигнования или низкопроцентные займы госбанков, иногда с последующим списанием части займов на строительство инфраструктурных объектов. В обмен на это энергокомпании будут обязаны (!) уменьшить или не повышать свои тарифы в течение нескольких лет.
Скорость роста первых двух лет зависит от стабильности курса рубля (то есть – от успешности валютного контроля), увеличения зарплат бюджетников, пенсий и социальных выплат, скорости увеличения кредитования существующих производств, и наличия достаточного числа рабочих рук.

Экономику нужно настроить так, чтобы снижать цены было выгодно без всяких обменов. Именно такой была экономика сталинского периода. Скорость роста почему-то поставлена в зависимость от курса рубля. А если с курсом рубля, вопреки мерам валютного контроля, будет что-то не так? А это запросто при тотальном влиянии банковской мафии. Сомнительный пункт. Последний абзац повторяет 1-й пункт.

8. Скорость дальнейшего роста (3-й год и далее) зависит от работы новых агентств развитияФонда Роста и Фонда Жилищного Строительства, двух новых агентств развития, по сути похожих на сегодняшний Фонд Развития Промышленности при Минпромторге, но значительно больших по размеру и имеющие более широкие полномочия и инструменты.
Во-первых, они должны взять на себя кредитование существенной части новых производственных мощностей частных компаний и создания новых участков для жилищного и производственного строительства.
Во-вторых, они должны профинансировать импортозамещение, создание внутренних аналогов множества наименований самого распространенного промышленного оборудования, и технологий и оборудования для коммунального хозяйства и строительства.

Кто может быть против? Мера хорошая. Смущают только новые организации. Вы представляете их федеральный и региональный масштаб? Если всех нынешних безработных направить в эти организации, проблема безработицы, наверное, будет почти решена.

Обсуждаем программу "Курс Благополучия".

Как мы видим, программа носит декларативный характер. Кроме предполагаемых процентов экономического роста, инфляции, процентных ставок нет никаких цифр.

Разработчики ссылаются на опыт Китая, Японии, Бразилии. Для первых двух открыты международные рынки (а для нас они ограничены), а Япония к тому же имеет резервную валюту.

Экономические реформы Бразилии, несмотря на их успешность были свёрнуты из-за жёсткого противодействия международной финансовой мафии. Допускаю, что при реализации программы, Россия сможет избежать этой участи, предпосылки к этому создал В.В. Путин.

Можно и нужно модернизировать и расширять производства, строить новые заводы и фабрики. А кем будет востребована их продукция после удовлетворения первой волны спроса? Или следующие поколения разберутся?

Что подразумевается под ростом экономики? Может ли экономика расти бесконечно из года в год (а гарантия 7-11%) и зачем это нужно? Для наступления очередного кризиса? А он неизбежен при росте экономики, рост которой измеряется в ВВП. Или следующие поколения разберутся?

Со всеми пунктами программы можно согласиться. Вызывают вопросы пункты 1 и 5. Кто такие бюджетники всех категорий? Согласно Росстату их можно поделить на три группы: работники бюджетных учреждений (учителя, врачи и т.д.), госслужащие, военнослужащие. Помимо этого, есть работники государственных предприятий и предприятий финансируемых за счёт бюджета, например, "Роснано".

  • Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления по данным Росстата (03.04.2019) на 2019 год составила 2,156 млн. чел.
  • Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-март 2018 года составила 5,356 млн. чел. (Росстат).
  • Численность личного состава Российской Армии 1,9 млн. чел. (Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8).
  • Численность других работников государственных предприятий и предприятий финансируемых из бюджета - много. Комсомольская правда (Иркутск) в статье от 14.02.2013 года сделала пытку подсчитать. Получилось 25,8 млн. чел. Оставим их, наверняка, они не учитываются разработчиками.
  • Итого бюджетников различных категорий получилось - 9,412 млн. чел.
  • Всего расходы консолидированного бюджета в 2019 году составили 36,995 трлн руб.
  • Средняя зарплата по Российской Федерации в 2019 году - 47 468 руб.

9,412 млн. чел. * 47 468 руб. * 12 мес. = 5,361 трлн руб.

Эту сумму, в соответствие с программой, необходимо увеличить на 50%, то есть на 2,68 трлн. руб.

Взносы в фонды обязательного социального страхования (30%) от этой суммы составят - 0,804 трлн руб. Таким образом, дополнительные расходы составят 3,484 трлн руб., что весьма реально и составляет 9,42% от консолидированного бюджета 2019 года. И ещё добавятся триллиарды расходов на содержание новых организаций. Думаю, не ошибусь, если предположу, что разработчики имеют в них особенную заинтересованность и вакансии уже распределены. Пилить бюджет - святое дело! Чем патриоты хуже либералов?

Начнёт ли расти экономика за счёт увеличения зарплат бюджетникам? Нет. К тому же, средняя заработная плата бюджетников ниже, чем средняя по России. Но это не важно. Можно и на 100% увеличить им зарплату, но к росту экономики это не приведёт, зато приведет к социальному напряжению.

Население России составляет 146,8 млн человек. Наши "бюджетники" составляют всего 6,4% от этого количества. Лишь каждый 23-й человек - бюджетник. Расходы бюджета увеличатся всего на 9,42%. Откуда возьмётся рост? На что будет рассчитывать бизнес для расширения и модернизации производства? За счет чего бизнес начнет увеличивать зарплату работникам, даже если выдать ему беспроцентные кредиты? Можно, в соответствии с п. 7 увеличить ещё и пенсии пенсионерам, а их у нас 33,6 млн. Ну, не знаю...

Я вижу ровно обратный эффект - рост инфляции, никакого роста экономики и дефицит бюджета. И это не японский дефицит (Хотя и в нём ничего хорошего нет, и он ещё аукнется японцам. Именно в этом будет состоять основная причина присоединения Японии к России. Для этого приготовлена поправка о федеральных территориях.), а дыра в бюджете, на закрытие которой потребуются международные кредиты. О них с удовольствием, порадеет международная банковская мафия. Не напечатаете вы эти деньги, не имея рубль резервной валютой. А даже если бы он таковым был, то нам на практике показывают, как плохо заканчивает основная резервная валюта.

Этот же первый пункт предусматривает "Обнуление подоходного налога для граждан с доходами ниже 2-х прожиточных минимумов". То есть, если трудящийся зарабатывает до 25 000 рублей, то он с этой суммы налоги не платит и экономит 3 250 рублей. Смотрим статистику Росстата за 2018 год (лень делать новую таблицу за 2019 год, но нам важен принципиальный порядок цифр, а он сильно не изменился) и видим, что 30,7% работающих зарабатывают менее 25000 руб. Бюджет не досчитается поступлений НДФЛ 587,6 млрд. руб. Это хорошая мера, но не достаточная.

Использованы данные Росстата и данные ВТБ за 2018 год. Заработная плата для расчёта усреднена произвольно. Средняя заработная плата по таблице статистическая - 46,3 тыс. руб. По сути, данная таблица - проверочный расчет. Погрешность по НДФЛ составляет 1,5 трлн руб, по отношению к консолидированному бюджету. Возможно, количество работников и уровень доходов завышены Росстатом, либо на эту сумму  предоставляются льготы и вычеты, что вряд ли. Также возможно, что структура НДФЛ в бюджете разбивается на составляющие, но таких данных я не обнаружил.
Использованы данные Росстата и данные ВТБ за 2018 год. Заработная плата для расчёта усреднена произвольно. Средняя заработная плата по таблице статистическая - 46,3 тыс. руб. По сути, данная таблица - проверочный расчет. Погрешность по НДФЛ составляет 1,5 трлн руб, по отношению к консолидированному бюджету. Возможно, количество работников и уровень доходов завышены Росстатом, либо на эту сумму предоставляются льготы и вычеты, что вряд ли. Также возможно, что структура НДФЛ в бюджете разбивается на составляющие, но таких данных я не обнаружил.

Далее разработчики предлагают

"Введение умеренно прогрессивной шкалы подоходного налога, которая в большей степени играет роль «клапана социальной справедливости», а не инструмента наполнения бюджета."

Категорически не согласен с разработчиками. Прогрессивный НДФЛ это не "клапан социальной справедливости", а сама социальная справедливость. И прогрессивный НДФЛ должен быть одним из основных инструментов наполнения бюджета. Этому будет способствовать цифровизация экономики. Вот где нам потребуется ЕФИР.

Альтернативное дополнение программы

Дело в том, что обязательное социальное страхование, налог на прибыль, НДС, налог на имущество придуманы таким образом, что вынуждают бизнес вольно или невольно совершать преступления, оптимизируя и экономя на налогах, при этом неся затраты на их администрирование. Налоги должны быть простыми, понятными и устроены таким образом, чтобы их было невозможно нарушить. Таким налогом является НДФЛ. В конечном итоге, вся деятельность бизнеса сводится к личной прибыли. А раз так, то предприятия нужно максимально освобождать от налогов.

Поставим задачу:

Для того чтобы выполнить задачу вводим прогрессивный НДФЛ.

Испугали ставки? Не пугайтесь, смотрите на следующую таблицу. Она сравнивает уровень зарплат с нынешней системой налогообложения и с прогрессивным НДФЛ плюс БОД (Безусловный основной доход).

Вы видите, что трудящиеся с уровнем заработных плат до 120 000 руб. в доходах не теряют. А это 93,9% всех трудящихся. Заметьте, этот результат достигается без дополнительной монетизации экономики. Заработные платы увеличиваются не только у бюджетников, а у всех трудящихся. А поскольку нет дополнительной монетизации, то и инфляции тоже нет. Важно! Социальные программы государства (медицина, образование) не отменяются и не сокращаются.

Весь расчет смотрите здесь: Послание 2020: Раскрываем секрет увеличения доходов

Возникает вопрос о том, почему работодатель увеличит заработную плату работникам на 30%? Ответил здесь: Почему 93,9% работающих выгоден прогрессивный налог, а 6,1% - нет.

Будет ли расти экономика при таком подходе? Да. Будут ли снижаться цены? Да. И кредитов понадобится меньше. С ростом экономики налог на прибыль и НДС можно будет отменить окончательно, а выплату БОД увеличить до 15,0 тыс. руб. взрослым и 7,5 тыс. руб. детям, при бездефицитном бюджете, хотя разработчики "Курса" не боятся дефицита. Тем лучше.

Первый пункт программы "Курс благополучия" должен ввести прогрессивную шкалу НДФЛ и выплату БОД каждому гражданину. Государство уже идёт по этому пути. В этом случае, успех программы будет неизбежным.

Самое большое сопротивление "Курсу", если добавить к нему альтернативное предложение, будет оказывать банковская мафия. Выплата БОД, ей не выгодна. Но безусловный основной доход становится неизбежным мировым глобальным трендом нашего времени, а прогрессивный налог давно действует в "цивилизованных" странах и отнюдь не как "клапан" (Что за выражение вы придумали уважаемые разработчики? Не по Фрейду ли, оговорочка? Может вас не интересует настоящая социальная справедливость, вместо неё "клапан"?). И прогрессивный налог и БОД будут введены в России. Успейте первыми подключиться к тренду.

Подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы быть в курсе событий.