880 подписчиков

Сломал ногу! Как провести время с пользой?

6,7K прочитали
Спорт
Больше по теме

Статья не является медицинской! Просьба не воспринимать ее как руководство к действию. Я писал ее исключительно в развлекательных целях, чтобы скрасить досуг собратьям по несчастью :)

Это всегда происходит неожиданно – хрусь и пополам! Была пятница 13, видимо где-то было записано, что в этот день я должен был сломать ногу. И я ее сломал. Под вечер. Просто неудачно вышел из машины. Я не поскальзывался, не падал, ногу не подворачивал. Просто встал на чистый сухой асфальт и вдруг почувствовал резкую боль в области лодыжки. Кое-как доковылял по лестнице до квартиры, надеясь, что это простое растяжение, лег спать. Но под утро получилось как в старом анекдоте про Штирлица - «чудо распухло и мешало ходить».

Поездка в травмпункт расставила все точки над i – перелом лодыжки и заднего края берцовой кости. Вот ведь умудрился, на ровном месте! Через полчаса я уже с гипсом по колено и с костылем в руке неуклюже прыгал вниз по лестнице – интересно, кто догадался разместить травмпункт на втором этаже поликлиники?

Статья не является медицинской! Просьба не воспринимать ее как руководство к действию.

Начались мои «трудовые будни» в образе самого больного и хромого в мире человека.

Первые 3 дня оказались самые тяжелые – каждое неловкое движение больной ногой доставляло весьма болезненные ощущения. Особенно плохо было спать по ночам – только на спине. При попытке повернуться на бок возникала задача – как комфортно уложить больную ногу.

На второй день ко всему этому добавилось новое развлечение – нога под гипсом начала чесаться. Всему виной волосы, которые намертво прилипли к гипсу. Очень помогла найденная на балконе металлическая линейка 40 сантиметров. С ее помощью удалось отодрать волосы под гипсом (на своей шкуре прочувствовал, что такое депиляция – то еще удовольствие!) и почесать под гипсом почти в любом месте.

Костыли

С самого начала нужно решить вопрос передвижения по квартире. Есть разные варианты начиная с обычных деревянных костылей, заканчивая хитроумными, но недешевыми приспособлениями (листаем слайдер).

В моем распоряжении оказались самые обычные подмышечные костыли, которые каким-то чудом нашлись в гараже – они и стали моим главным средством передвижения на ближайший месяц. С самого начала важно их правильно отрегулировать. По высоте костыли должны примерно на 3-4 сантиметра не доставать до подмышек. В любом положении должна быть возможность быстро и крепко поставить здоровую ногу на пол. Если костыли слишком высокие, возрастает вероятность грохнуться с них, если вдруг не рассчитаешь свою траекторию или потеряешь равновесие – в первые дни такое вполне возможно, я несколько раз едва не исполнил!

Самые главные недостатки подмышечных костылей:

  • Первое время подмышками образуются синяки и, соответственно, испытываешь болезненные ощущения – через какое-то время они проходят, видимо кожа в этих местах привыкает к нагрузке и никакого дискомфорта уже не чувствуешь. В принципе, можно обмотать тряпками, чтобы они не так впивались в кожу, но это тоже полумера.
  • Костыли слишком «размашистые», передвигаться по просторной комнате на них можно относительно легко, но, к примеру, туалет приходится заходить боком, мелкими шажками, чтобы ничего не задевать.

Еще пришлось временно убрать коврики, которые, как выяснилось, очень хорошо скользят, когда на них встаешь костылем.

Ванна/туалет

Второй, не менее важный вопрос – решить проблему как сходить в туалет и как принять душ. Перед унитазом должно быть достаточно свободного места, чтобы было куда протянуть ногу, тогда "мягкую посадку" на него будет совершать проще, да и вставать тоже. Делать это нужно на одной (здоровой) ноге – в первые дни при малейшая попытка наступить на больную ногу вызовет сильную боль.

Принять душ с гипсом – на первый взгляд задача тоже не из легких, но я ее решил – просто садился в ванну поперек, свешивая из нее обе ноги. Когда «пятая точка» достигнет дна, поворачиваемся на ней на 90 градусов, ногу аккуратно кладем на край ванны, так чтобы не намочить. Кто-то для надежности натягивает на ногу полиэтиленовый пакет, я обошелся без этого. Так что, можно не только мыться под душем, можно полноценные ванны принимать!

Как поддерживать себя в форме?

Третий важный момент – подвижность резко снижается, а аппетит никуда не уходит. Как при этом не превратиться в большую плюху? Я с первых же дней начал практиковать упражнения с гантелями и резиновым эспандером. Комплекс упражнений можно легко найти в интернет или установить мобильное приложение. К упражнениям с гантелями можно к добавить отжимания, качание пресса, наверняка еще что-то. Минут 20 ежедневных занятий безо всякого фанатизма и перенапряжения. Конечно, культуристом не станете, но для поддержания себя в форме мне этого оказалось достаточно. В любом случае, это лучше, чем просто сидеть или лежать перед телевизоров в обнимку с пакетом печенья.

Чем заняться?

Сейчас с этим проблем нет! В сети интернет полно бесплатного (и платного тоже) обучающего контента на совершенно любые темы. Больничный с гипсом – отличное время заняться самообучением. Программирование, иностранный язык, музыка, рисование, вышивка крестиком и гладью, оригами – абсолютно любое обучение будет в тему! Не важно, пригодится это вам потом или нет – главное, заставлять мозги работать. Когда мозг работает, он развивается. Возможно, после снятия гипса с больничного вы выйдете совсем другим человеком – нужно только грамотно распорядиться отведенным вам временем.

Лично я наметил несколько направлений, преимущественно связанных с программированием. Попытался копнуть мобильную разработку – не зашло. Почитал немного про Python, написал несколько несложных программ, понял в общих чертах что к чему, отложил до лучших времен, так как не было реальной потребности в глубоком изучении. Давно не играл на гитаре – появилась возможность посвятить время давно забытому хобби. А заодно, написать статью на Дзен про выбор гитары. Занимались с сыном оригами. Я понял одну вещь – оригами отлично успокаивает нервы, особенно когда не получается :)

Ну и конечно, грех не посвятить несколько дней просмотру любимых фильмов, чтению любимых книг – нельзя же вечно учиться и работать, иногда нужно придаваться блаженному ничегонеделанью!

Когда можно наступать на ногу?

Здесь все зависит от ситуации. Мне врач разрешил наступать на больную ногу спустя месяц после наложения гипса – по чуть-чуть, дозируя нагрузку по ощущениям. При этом мне гипс «усилили» – в начале была L-образная лангета, примотанная бинтом. Когда отек спал, лангета стала болтаться и мне сделали «циркуляцию» - обмотали ногу гипсовой тряпкой целиком. Получился сапог из гипса с дыркой под пальцы.

Когда пытаешься первый раз наступить на ногу, испытываешь страх – а вдруг опять будет боль? С первого же дня после наложения «циркуляции» я попытался наступить на ногу – самую малость, наверно процентов 5 нагрузки и... боли не было! С этого дня я стал постепенно «расхаживать» ногу, сначала на подмышечных костылях, а когда понял, что могу на ней стоять, перешел на один локтевой костыль. Последнюю неделю пребывания в гипсе уже вовсю наступал на сломанную ногу и не испытывал никаких болезненных ощущений.

Меры предосторожности

Имейте в виду, что во время ношения гипса возрастает нагрузка на здоровую ногу. При ходьбе ее разгрузить помогают костыли, а при «маневрах» типа сесть, встать, наклониться, повернуться, на коленный сустав здоровой ноги нагрузка может быть очень серьезной. В один прекрасный момент я это не учел и потянул коленную связку, в итоге примерно неделю хромал на обе ноги. Слава богу, это произошло тогда, когда нога в гипсе уже более-менее работала и могла принимать нагрузку.

Снятие гипса

Это случилось через 6 недель. Доктор отправил меня в гипсовую, в которой медсестра дала мне огромные кусачки и сказала – «Действуй». Этими кусачками (не знаю как по-научному этот инструмент называется) я разрезал свой гипсовый сапог, медсестра его раскурочила и сняла с моей ноги. То что я увидел, повергло меня в шок – нога вся в гипсовой пыли, на месте перелома красовался огромный кровоподтек. Жуть вампирная!

И здесь возник еще один приступ страха – до этого я чувствовал защиту в виде гипса, а теперь ее не стало. При попытке пошевелить стопой возникло очень неприятное болезненное ощущение - как будто ногу сильно отсидел, за полтора месяца без движения сустав изрядно «одеревенел». И предстояло встать и пойти! Конечно, костыли были под рукой, но все равно ощущение сравнимое с тем, что сейчас нужно пройти по узкой жердочке над пропастью.

Первые несколько шагов я сделал на костылях, потом попытался встать на «новую» ногу. Если не сгибать сустав, все оказалось не так плохо – боли практически нет. Так уже без костылей, но на негнущейся в стопе ноге доковылял до рентген-кабинета. Сделали снимок, отнес его травматологу, он посмотрел и обрадовал меня, что все срослось как надо и велел в течение 2 недель разрабатывать ногу, а после этого прийти к нему на выписку.

Разработка ноги после снятия гипса

Огромный кайф я испытал, когда приехал домой и помыл ногу в тазике с теплой водой. Ощущение непередаваемое!

А потом начался долгий и упорный процесс разработки сустава. Это процесс не быстрый, довольно неприятный, иногда болезненный. Упражнений для разработки полно в сети интернет, я посвящал им минимум полчаса в день.

Через несколько дней после снятия гипса я сделал первую успешную попытку проехаться на машине – круг почета вокруг квартала.

К завершению второй недели без гипса я относительно свободно перемещался на не очень большие расстояния – спускался и поднимался по лестнице, совершал прогулки вокруг дома (дальше ходить было нельзя, так как это время совпало с началом пандемии Covid 19 и ходить дальше, чем 150 метров от дома было нельзя). Если перегуляешь, место перелома начинает ныть. При ходьбе по неровной дороге также иногда присутствуют болевые ощущения, когда ставишь стопу не ровно, а с наклоном.

Через месяц после снятия гипса от былой скованности практически ничего не осталось. Нога почти полностью восстановилась, я могу совершать прогулки безо всяких ограничений по времени и расстоянию, пробовал делать небольшие пробежки.

Говорят, что перелом ноги проходит полностью через 3 месяца после снятия гипса, но надо понимать, что очень многое зависит от его тяжести. Мне последствия «аукались» в течение года – нога ныла после длительных прогулок, физических нагрузок, иногда давала о себе знать при переменах погоды. На данный момент прошло уже 2 года с момента перелома и нога функционирует прекрасно – сустав гнется даже лучше, чем на здоровой ноге (привычка «разрабатывать» сустав, видимо сказалась).

Выводы

После того как побываешь в гипсе, лишенный возможности полноценно передвигаться, начинаешь ценить простые вещи, на которые раньше не обращал внимания. Как все-таки здорово иметь возможность утром встать с постели и пойти куда хочешь, не испытывая скованности и боли!