5 смертельно опасных фигур высшего пилотажа

24.06.2018

Авиасалоны и показательные выступления групп высшего пилотажа ежегодно привлекают миллионы зрителей. Люди с замиранием сердца следят за тем, как многотонные боевые машины выполняют головокружительные пируэты в небе. Но какие фигуры считаются у профессионалов самыми сложными и опасными? Давайте разберемся.

1. Чакра Фролова

Как легко догадаться, свое название эта фигура получила по имени летчика, который впервые её исполнил. В 1995 г. на глазах у изумленных посетителей авиасалона в Ле Бурже российский пилот Евгений Фролов развернул свой Су-37 через хвост, описав в воздухе мертвую петлю с минимальным радиусом.

Чакра Фролова. Изображение: КП.ру
Чакра Фролова. Изображение: КП.ру

Получившаяся фигура напомнила зрителям древнее индийское оружие – чакру –метательное кольцо с зазубринами на внешней кромке.

До сегодняшнего дня повторить чакру Фролова удалось лишь нескольким летчикам.

2. Колокол Квочура

Долгое время считалось, что фигуру «колокол» невозможно выполнить на современном самолете. Дело в том, что работать на предельных углах атаки могут только винтовые машины, реактивные же самолеты теряют управление и сваливаются в штопор.

Однако в 1988 г. на авиасалоне в английском Фарнборо советский ас Анатолий Квочур опроверг это мнение. Летчик поднял свой МиГ-29 высоко в небо, сбросил скорость, а затем резко опрокинул самолет носом вниз. Получилась траектория, внешне напоминающая движение языка колокола.

Колокол Квочура. Изображение: КП.ру
Колокол Квочура. Изображение: КП.ру

3. Кобра Пугачева

Впервые эта фигура была представлена публике летчиком Виктором Пугачевым в 1989 г. на авиасалоне в Ле Бурже.

С первой демонстрацией «кобры» связан забавный казус. Когда пилот резко задрал нос своего Су-27 вверх, на земле начался нешуточный переполох. Зрители решили, что русский летчик не справился с управлением и самолет сейчас рухнет на землю.

Кобра Пугачева. Изображение: КП.ру
Кобра Пугачева. Изображение: КП.ру

Однако, пролетев некоторое время «хвостом вперед», Пугачев вернул истребитель в горизонтальное положение и благополучно приземлился.

А знаете ли Вы, что помимо внешней эффектной стороны фигуры высшего пилотажа имеют и военное значение? Например, с помощью «колокола» истребители скрываются от вражеских ракет с радиолокационным наведением, а «бочка» позволяет резко сбросить скорость и оказаться на хвосте у преследующего противника.

4. Переворот Иммельмана

Хотя летчики исполняют эту фигуру уже больше 100 лет, она по-прежнему считается одной из самых сложных.

Создателем Переворота считается немецкий ас Макс Иммелльман, который впервые исполнил его в 1915 г. Благодаря своему изобретению Иммельман смог сбить 15 вражеских самолетов всего за один год участия в Первой мировой войне.

Переворот Иммельмана. Изображение: КП.ру
Переворот Иммельмана. Изображение: КП.ру

Во время выполнения Переворота Иммельмана самолет набирает высоту, описывает в воздухе полупетлю, а затем переворачивается на 180° для выхода в горизонтальный полет. В воздушном бою этот прием помогает быстро набрать высоту и оказаться на хвосте у противника.

5. Плоский штопор

Штопор – смертельно опасное состояние для любого воздушного судна. Самолет снижается по крутой нисходящей спирали, вращаясь относительно всех 3-х своих осей. Вывести потерявшую управление машину из такого состояния очень сложно. Нередко сваливание в штопор заканчивается гибелью самолета.

Но иногда опытные летчики специально вводят свой самолет в это состояние. Впервые в истории выйти из штопора удалось русскому асу Константину Арцеулову.

В 1916 году он несколько раз бросал свой «Ньюпор-XXI» с высоты 2000 м в штопор, а затем благополучно выходил из него. Сегодня фигуру «плоский штопор» можно увидеть на соревнованиях и показательных выступлениях групп высшего пилотажа.

"Плоским" штопор называют потому что нос самолета наклоняется не больше, чем на 30° к земле. Иначе можно сорваться в штопор настоящий. Изображение: КП.ру
"Плоским" штопор называют потому что нос самолета наклоняется не больше, чем на 30° к земле. Иначе можно сорваться в штопор настоящий. Изображение: КП.ру

Спасибо за просмотр! Ставь «палец вверх» – так мы поймем, о чем написать для тебя в следующий раз.

Подписывайся на канал – наши статьи будут чаще попадать в твою ленту.

Поделись с друзьями – это может их заинтересовать!