Журнал «Шпигель» рассказал, как погиб суперкорабль Гитлера

«Граф Цеппелин» был единственным авианосцев нацистской Германии, спущенным на воду незадолго до Второй мировой войны. Огромное судно всего на несколько метров уступало в длине легендарному «Титанику» и должно было стать флагманом военно-морских сил Гитлера. Однако корабль ждала совсем другая судьба. О том, как закончил свои дни самый высокотехнологичный корабль «Третьего рейха» рассказал немецкий еженедельник Der Spiegel.

Чертеж авианосца "Граф Цеппелин"
Чертеж авианосца "Граф Цеппелин"

Версальский договор, поставивший точку в Первой мировой войне, существенно ограничил Германию в создании собственных военно-морских сил. Придя к власти в 1934 году, Адольф Гитлер поставил своей целью аннулировать этот «позорный» для Германии договор. Так, в 1935 году он объявил о возврате страны к довоенному «суверенитету в области вооружений».

Поскольку к этому времени Британия и Франция уже располагали авианосцами, немцы не захотели отставать от своих давних конкурентов. Уже 16 ноября 1935 года правительство Германии разместило на Кильской верфи заказ на строительство «авианосца А».

Судно получило название нее «Граф Цеппелин» в честь известного немецкого конструктора дирижаблей. Корабль предназначался для защиты морских соединений, уничтожения конвоев союзников и организации морской блокады Британии. Длина корабль составляла 262,5 м, а ширина 36 м. Двигатель мощностью в 200 000 лошадиных сил позволял «Цеппелину» развивать скорость 63 км/ч и нести на себе 40 самолетов различных типов: пикирующих бомбардировщиков, истребителей, самолетов-разведчиков и др.

8 декабря 1938 года на верфь в Киле прибыл сам фюрер со свитой генералов. Гитлер хотел лично увидеть момент спуска гигантского судна на воду. Права разбить бутылку о нос корабля удостоилась дочь пионера воздухоплавания графиня Хелене фон Бранденштайн-Цеппелин. После того, как корабль сошел со стапелей, речь произнес шеф люфтваффе Герман Геринг:

«Будь всегда счастлив в плавании, гордый корабль, будь оплотом смелого духа летчиков и стойких моряков и умножай мощь и престиж рейха».

Хотя сам корабль с бортовыми орудиями и машинами подчинялся военно-морскому командованию, на палубе распоряжалось люфтваффе. Такое причудливое сочетание никак не назовешь эффективным: ведь самолеты не могут действовать независимо от корабля, а команда судна вынуждена согласовывать все свои маневры со взлетами и посадками авиации.

С началом Второй мировой войны для немцев стало очевидным, что «Третий рейх» переоценил свои силы. Первым делом военные распустили предназначенные для «Графа Цеппелина» воздушные подразделения, чтобы восполнить дефицит техники в боевых частях люфтваффе.

"Граф Цеппелин" на верфи в Киле
"Граф Цеппелин" на верфи в Киле

Весной 1940 года командование вермахта издало приказ о демонтаже зенитных орудий строящегося авианосца. Эта артиллерия срочно была нужна на фронте. Некоторое время спустя начали звучать предложения и вовсе прекратить постройку «Графа Цеппелина». Под давлением генералитета Гитлеру пришлось уступить.

Однако в мае 1941 года произошло одно событие, которое заставило командование «Рейха» пересмотреть взгляды на авианосцы. Самолеты Fairey-Swordfish, взлетевшие с британского авианосца, торпедировали немецкий боевой корабль «Бисмарк» в северной части Атлантики. Успех союзников наглядно показал, что за кораблями этого типа будущее.

В этой связи было принято решение продолжить работы над «Графом Цеппелином». Однако к 1943 году Гитлер окончательно разочаровался в военном значении тяжелых надводных соединений. В течение короткого времени немцы потеряли сразу несколько боевых кораблей и эсминцев, и в конечном счете фюрер запретил строительство новых судов, в том числе и «Графа Цеппелина».

Судно в 1943 году
Судно в 1943 году

Когда в апреле 1945 года Красная Армия вступила в Германию, немцы, не желая, чтобы технологии «Рейха» попали в руки русских, решили затопить недостроенный авианосец. Однако в 1947 году советским морякам удалось поднять корпус «Цеппелина» со дна. В их руки также попали чертежи корабля, которые были тщательно изучены в Москве.

Некоторое время советские военные использовали трофейное судно в качестве плавучего общежития. Закончить же свои дни «технологическому шедевру Третьего Рейха» было суждено в роли морской мишени. В 1947 году оно было торпедировано и затонуло на глубине 250 метров недалеко от польского городка Владыславово.

Тем не менее, большинство военных историков, считает, что и в случае завершения строительства этому авианосцу не удалось бы изменить ход войны. Ульрих Израэль высказывает мнение, что отсутствие у нацистов денег на завершение строительства «Цеппелина» спасло жизни многим немецким матросам и летчикам. Команда судна должна была насчитывать более 1 700 человек и все они, скорее всего, погибли бы:

«Англичане провозгласили бы потопление «Цеппелина» вопросом престижа и со 100%-ной уверенностью обнаружили бы и уничтожили его, – пишет Израэль».