Какое будущее ждет отечественную авиацию?

Этот вопрос возникает после каждой крупной авиакатастрофы: почему наши авиакомпании летают на каком-то импортном хламе? А где же наши самолеты, что с отечественными авиапроектами, о необходимости которых так много говорят в последние десятилетия? В довершение всего обвал рубля привел к тому, что плата за лизинг (долгосрочную аренду) «Боингов» и «Аэробусов» возросла вместе с курсом доллара и евро. Переход на отечественные машины мог бы сулить нашим перевозчикам немалые выгоды в нынешних экономических реалиях. Давайте же разберемся, что сегодня могут предложить нашим авиакомпаниям отечественные производители и какое будущее ждет гражданскую авиацию России.

SSJ 100 «Суперджет»

На сегодняшний день единственный российский авиапроект, который доведен до стадии серийного производства. Старт проекту был дан в 2003 году, сборка первого опытного образца начата в 2006-м. К 2011 году «Суперджет-100» прошел все испытания и начал выпускаться серийно. За это время было построено 139 самолетов (для сравнения «Боинг» и «Аэробус» собирают порядка 600 самолетов в год). Пока из отечественных авиакомпаний на «Суперджетах» в основном летают «Аэрофлот» (более 30 лайнеров) и «Газпромавиа» (10). Крупнейший зарубежный заказчик – мексиканская авиакомпания Interjet (заказано 30 самолетов, из них 22 уже переданы заказчику). Недавно «Суперджетом» заинтересовались и в Европе: 15 самолетов купит ирландская авиакомпания City Jet, сумма контракта оценивается более чем в миллиард долларов.

SSJ 100 «Суперджет»  авиакомпании «Аэрофлот»
SSJ 100 «Суперджет» авиакомпании «Аэрофлот»

Однако назвать SSJ 100 полностью российским нельзя: большая часть его комплектующих – импортная. Еще один минус: SSJ – небольшой ближнемагистральный самолет. Такие, конечно, всегда будут востребованы, но гораздо нужнее нашим авиакомпаниям лайнеры для самых массовых среднемагистральных направлений – типа наиболее «ходовых» Airbus A320 и Boeing 737.

Тип самолета: ближнемагистральный (2900 – 4550 км).
Количество пассажирских мест: 78 или 98 (в зависимости от модификации).
Зарубежные аналоги: Bombardier CRJ, Embraer E-Jet.

МС-21 Иркут (Як-242)

Свой первый полет «Магистральном самолете XXI века» – именно так расшифровывается МС-21 – совершил 28 мая 2017 года. В отличие от «Суперджета» МС-21 российский не только по месту сборки. Практически все части самолета, включая двигатели, были разработаны отечественными конструкторами. Специалисты самолет очень хвалят и возлагают на него большие надежды: по ряду параметров он даже превосходит своих зарубежных конкурентов. Единственный, но весьма существенный минус: конкуренты МС-21 уже летают, а наш «самолет века» пока только проходит летные испытания. Запуск серийного производства лайнера планируется начать уже в 2017 году.

Тип самолета: среднемагистральный (5000 – 5500 км).
Количество пассажирских мест: 160 – 211 или 130 – 176.
Зарубежные аналоги: Airbus А320, Boeing 737.
МС-21 совершает первый полет
МС-21 совершает первый полет

Ту-204СМ

Сильно модернизированный в соответствии с современными требованиями к шумности вариант Ту-204 (аналог советского Ту-154). Разработка «Туполева» имеет как минимум один неоспоримый плюс: первый полет самолет уже совершил в 2010 году. Крупнейшие эксплуатанты заявляют, что надёжность и эффективность Ту-204 не хуже, чем у аналогичных моделей Boeing и Airbus. Некоторые авиакомпании (в том числе весьма крупные) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. Однако из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолёта рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков. На сегодняшний день заказы на приобретение Ту-204 разместили «Почта России» и Министерство обороны.

Тип самолета: среднемагистральный (4000 км).
Количество пассажирских мест: 176 – 194.
Зарубежные аналоги: Airbus А320, Boeing 737.
Первый летный экземпляр Ту-204СМ
Первый летный экземпляр Ту-204СМ