«Звено-СПБ»: советский летающий авианосец

Идея воздушного или летающего авианосца выглядит скорее плодом воображения фантаста, чем серьезной военной разработкой. Тем не менее, подобный аппарат был создан в нашей стране более чем 70 лет назад и внес значительный вклад в разгром прославленных «соколов Люфтваффе».

В июне 1931 года советский авиаконструктор Владимир Вахмистров приступил к работе над смелым проектом. Он задумал построить воздушное судно, способное нести на себе другие летательные аппараты. Таким образом, рассуждал Вахмистров, можно увеличить радиус действия истребительной авиации, что позволит использовать её в глубоком тылу противника, вдали от зоны прикрытия средств ПВО.

Проект получил название «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик). За основу для воздушного судна-«матки» были взяты тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 особой усиленной конструкции. К ним с помощью специальных стержневых пирамид и подкосов с замками крепились истребители И-4, И-5, И-Z или И-16.

"Звено-СПБ" с двумя истребителями
"Звено-СПБ" с двумя истребителями

Многие не верили в успех программы и даже придумали для воздушного авианосца прозвище «Цирк Вахмистрова». Однако 26 июля 1941 года «Звено-СПБ» успешно прошло свое боевое крещение.

Чтобы не допустить захват врагом значительных запасов топлива командование Красной армии поставило ВВС задачу разбомбить нефтехранилище в румынской Констанце. Обычному бомбардировщику сделать это было не под силу и тогда было принято решение ввести в бой «Звено».

Расположение истребителей
Расположение истребителей

Рано утром истребители-бомбардировщики отделились от носителя в 40 км от цели и взяли курс на нефтехранилище. Немцы не ожидали появления советских истребителей так далеко от линии фронта и, посчитав, что перед ними свои самолеты, не стали открывать по ним огонь.

Уничтожив нефтехранилище при помощи авиабомб, все истребители свои ходом вернулись на аэродром в Одессе. Задание было успешно выполнено без потерь в технике и личном составе.

После успеха в Констанце командование поручило воздушным авианосцам более серьезную задачу. На этот раз «Цирк Вахмистрова» должен был разбомбить мост Карла I через Дунай, по которому переправлялись войска вермахта и по которому также проходил стратегически важный нефтепровод.

На этот раз отстрел истребителей от «матки» нужно было произвести раньше. Для этого самолеты оснастили дополнительными топливными баками на 95 литров, что увеличило время их самостоятельного полета на 35 минут.

Атаку выполняли сразу три самолета-носителя, однако в одном из них случилась поломка и он был вынужден вернуться на аэродром. Остальные авианосцы успешно выпустили свои истребители-бомбардировщики, которые в ходе успешной атаки уничтожили мост с высоты 1800 метров и вернулись назад без потерь.

После этих успехов командование увеличило авиапарк «Звена-СПБ» и регулярно поручало воздушным авианосцам Вахмистрова ответственные задачи. Всего за время войны авианосцами было произведено более 30 вылетов, которые в большинстве случаев заканчивались успешным выполнением задания.

Примечательно, что на самолетах «Звена» в свое время летал прославленный советский летчик Валерий Чкалов. Сам же создатель воздушного авианосца инженер Вахмистров в нескольких вылетах выполнял роль стрелка-пулеметчика.