Сентиментальная идиллия Павловска

25.12.2017

Сентиментальная идиллия Павловска

Пригород Петербурга Павловск неразрывно связан с именем императора Павла I. Это его имение, устроенное по его вкусу и по воле его супруги Марии Федоровны, будущей императрицы. Она стремилась воплотить в этом имении воспоминания своего детства, проведенного в Европе, и впечатления от зарубежной поездки начала 1780-х годов.

Павловск был подарен Павлу его матерью, императрицей Екатериной Великой в честь рождения его 1 сына, будущего императора Александра I. Когда родилась первая дочь (всего у Павла было 10 детей), в подарок была получена Гатчина, где Павел все и устроил по своему вкусу – дворец в виде средневекового замка с огромной площадью перед ним, превращенной в плацдарм, парк в романтическом духе и др. Тогда как Павловск всегда был "царством" Марии Федоровны – ее детище, ее семейный рай. Здесь семейная пара жила долгие годы, пока на престоле царствовала мать Павла - Екатерина II.

Изначально на месте Павловска располагалось новгородское поселение под названием «городок на Славянке». Речка Славянка, протекая по местности и образуя живописные полуостровки, давала истинный простор для творчества. В середине XVIII века, в период расцвета расположенного поблизости Царского Села, здесь — на месте будущего Павловска - был неосвоенный сосняк и еловый бор, предоставлялись отличные возможности для выездной охоты, которую любила императрица. В глубине леса располагались 2 незатейливых домика, прозванные «Крак» и «Крик»: один — на возвышении близ речки Славянки, другой – в районе Старой Сильвии.

Постепенно лесная местность очищалась от деревьев и осваивалась. В 1778 году на месте будущего Павловского дворца были построены 2 небольших дворца: один назывался Мариенталь (от нем. - «долина Марии»), другой имел наименование Паульлуст («утеха Павла»). Они напоминали средневековые замки (например, имели купола не луковичные, а плоские) и были тесными, так что довольно быстро пришли в негодность.

Павловский дворец знаменит тем, что в его строительстве принимали участие передовые архитекторы того времени – Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Карло Росси, Андрей Воронихин. В 1783 году Камерон начал строительство дворца, согласуя проекты с Марией Федоровной. От центрального корпуса отходили 2 крытые колоннады, образуя форму подковы. В дальнейшем места стало не хватать, и колоннады превратили в крытые галереи под руководством В.Бренны. Главный вклад Кваренги в обустройство Павловского дворца – Пилястровый кабинет. Росси оформлял жилые покои 1 этажа, его заслуга – библиотека под галереей Гонзаго. В 1803 году случился пожар, и Воронихин занимался восстановлением дворца – под его руководством переделали перекрытия, отреставрировали залы и ввели в интерьер отдельные примечательные предметы. Лучшие интерьеры Павловского дворца – Греческий зал, он же Танцевальный, Пилястровый кабинет, Залы мира и войны, Кабинет-«фонарик», который был снабжен отдельной дверью, ведущей в Собственный садик, и др. Жилые покои 1 этажа в основном носили помпезный характер и выполняли аналогичную функцию – демонстрации жизни императорской семьи, тогда как собственно жили в основном на 2 этаже. В левом крыле располагалась домовая церковь.

Павловский парк – английского стиля: в отличие от французского, он нерегулярный, главная идея его – пейзаж, а не симметрия, лиричность и гармония, а не четкость и точность расчетов. В нем все строения расположены так, чтобы быть удачно вписанными в окружающую природу. Всё подчинено ландшафту и его возможности эффектно использованы. Клумбы удачно дополняют зелень вековых хвойных, а не перетягивают на себя внимание. Плавные переходы, тропинки в лесной чаще, неожиданные архитектурные памятники и скульптуры посреди леса – все это отличает парк английского стиля.

Храм Дружбы построен Чарльзом Камероном в классическом стиле по типу «храм-ротонда» - круглое здание окружено 16 колоннами под общим куполом, стены украшены белыми медальонами, свет проникает сквозь стеклянный проем в потолке. В павильоне разместили статую Екатерины II в образе Цереры. Таким образом, архитектурный памятник служил одновременно знаком почтительности и благодарности за этот подарок – землю. Недалеко от храма Дружбы через Славянку перекинут изящный прямой чугунный мост, названный по имени создателя Камероновым мостом.
Из других павильонов нужно отметить Молочню, Павильон Роз (построенный на месте Старого Шале), павильон «Памятник родителям», павильон Трех граций. Особо выделяется Колоннада Аполлона.

Старая Сильвия – целый район Павловского парка, иначе известный как «12 дорожек». В центре стоит статуя Аполлона Бельведерского из бронзы, от нее исходят 12 диаметральных дорожек, каждая из которых заканчивается статуей – 1 из 9 муз, Венерой или Флорой. Все скульптуры также объединяет одна круговая дорожка. Старая Сильвия спланирована подобно солнечным часам: на 1 из дорожек в любое время дня обязательно есть тень.

http://coolsoda.ru/interesnoe/8608-sentimentalnaya-idilliya-pavlovska.html