Метка престижа: сюжеты древних татуировок

Искусство татуировки, как известно, является очень древним. Первоначально рисунки на теле делались не для красоты, а чтобы отметить статус и социальное происхождение человека. Некоторые знаки обозначали принадлежность к племени или клану и наносились в момент инициации, когда член общины становился взрослым. Другие же добавлялись в течение жизни, чтобы зафиксировать какие-либо важные изменения, происходившие с человеком.

Кочевники, жившие на просторах евроазиатских степей, познали искусство татуировки еще в глубокой древности. В середине ХХ века советские археологи при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5-3 вв. до н.э.) обнаружили мумии вождей и их наложниц, украшенные нательными рисунками.

Обнаружение татуировок стало настоящим открытием, которое удалось сделать только спустя 50 лет после раскопок, когда появилось соответствующее исследовательское оборудование.

Разумеется, тату-машинок тогда не было, поэтому рисунки наносились вручную с помощью накалывания и введения под кожу красителя – сажи. Представляете, насколько это было сложно и болезненно? В то же время рисунки поражают своими правильными линиями, что говорит о колоссальном мастерстве древних мастеров!

Мумия мужчины, найденная в Пятом Пазырыкском кургане. Государственный Эрмитаж.
Мумия мужчины, найденная в Пятом Пазырыкском кургане. Государственный Эрмитаж.
Татуировки этого парня с современной прорисовкой.
Татуировки этого парня с современной прорисовкой.

На плече у древнего вождя большое изображение тигра, который мог символизировать его статус правителя или клановую принадлежность. На руках и ногах изображены птицы, которые издревле считались посредниками между миром земным и небесным (возможно, это намек на его связь с богами?).

А это предплечье другого царя-воина! Заметьте, в гораздо лучшей сохранности. Государственный Эрмитаж.
А это предплечье другого царя-воина! Заметьте, в гораздо лучшей сохранности. Государственный Эрмитаж.

На теле вождя из Второго Пазырыкского кургана сохранилась искусная татуировка, изображающая животных в стремительном движении. Она, очевидно, несет глубокое смысловое содержание, связанное с образами, имеющими символическое значение. На обеих руках – сцены охоты, в которых хищники преследуют рогатых травоядных. На ноге – изображение огромной рыбы, которая движется вверх. Может быть, этот как-то перекликается с образом карпов кои, которые в китайской и японской мифологии могут подняться вверх по водопаду и потом превратиться в дракона, поэтому и являются символом мужества и стойкости?!

Прорисовка татуировок мужчины из Второго Пазырыкского кургана.
Прорисовка татуировок мужчины из Второго Пазырыкского кургана.

Татуировки украшали тела не только мужчин, но и женщин, обладавших высоким статусом. Самый яркий пример - знаменитая "принцесса" Укок, названная так по месту, где нашли её могилу (захоронение тоже относится к 3-5 вв. до н.э.).

Татуировки "принцессы" Укок.
Татуировки "принцессы" Укок.

Здесь мы видим татуировки еще более тонкие и сложные, чем у "царей". На плече - фантастическое животное со сложными ветвистыми рогами (рога, вероятно, тоже имели какое-то отношение к вопросам культа, так как в могильниках найдено несколько рогатых масок лошадей). Может быть, они воспринимались как ступень на пути к солнцу, так как большинство древних культов были солярными. Далее на руке опять изображена сцена борьбы хищного и травоядного животного, а на запястье опять символ рогов.

Ученые установили, что девушка была высокопоставленной жрицей местного культа, поэтому, скорее всего, татуировки связаны с ее профессиональной деятельностью.

Понравилась статья? Было интересно? Ставь лайк и подпишись! Автор порадует новыми публикациями :-)