91 subscriber

Смерть придет ко мне не извиняясь

Memento Mori
Memento Mori

Не волнуйтесь. На дорогах Вечности мы с вами будем не первыми и не впервые. Это Знание у нас в крови. Смерть, это также естественно, как и жизнь. Поэтично об этом написал Виктор Цой: "Смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь, чтобы ждать".

Memento Mori

В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!»).

Об этом, как минимум, не стоит забывать. В любой ситуации. В горе и в радости. На пике возможного и в лишениях необходимого. Мне, как психологу, это известно доподлинно. Мой путь петляет рядом со смертью. И это не преувеличение.

Каждый естественный цикл имеет свое начало и завершение. Но, что представляет из себя процесс завершения? В культуре Тибета, например, монахи рисуют песочные мандалы, каждая из которых, без преувеличения, становится шедевром. Песочная мандала – искусство создания сложных картин при помощи цветного песка. Такое искусство практикуется, как часть тантрической традиции. Но после завершения работы над мандалой, монахи обращают свое творение в пыль. Таким образом они символично напоминают нам о бренности всего сущего. Фактически они напоминают о Смерти.

Ничто не вечно...
Ничто не вечно...

Смерть - это только начало...

Мало кто знает о том, что именно завершение любого процесса мотивирует нас к началу нового. Как и весь процесс, который с самого начала устремляет нас к своему завершению.

«Если мы примем как не допускающий исключения факт, что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое…»
Зигмунд Фрейд

В моей практике много примеров, когда в своем "влечении к жизни" люди отказывались от достижения желаемого. Или наоборот, когда "влечение к смерти", рождало в людях импульс к новой жизни.

Завершение цикла - это ведь умирание. За любым изменением в нашем сознании и психике, следует отмирание той части нас самих, от которой мы добровольно отказались. Так из мальчика рождается юноша, из девушки рождается женщина. Смерть следует за нами по пятам и нам важно научится быть ей за это благодарными.

Смерть формирует уникальность нашего существования. Она участвует во всех процессах нашего взросления и становления личности. В сепарации с прошлым, и, как следствие, в нашей устремленности к Будущему.

Все "НЕживое" она заберет с собой. Отношения, которые потеряли жизнеспособность. Здоровье, которое мы променяли на соблазны. Жизнь, что перестала приносить радость. Древние не случайно почитали Смерть и чествовали ее. Она своим присутствием напоминает нам о значимости момента. О том, что есть только здесь и только сейчас.

На пороге нового
На пороге нового

Зеленая дверь в белой стене

Мы с вами стоим на пороге нового мира. Мира, о котором мы только догадываемся. Это как предчувствие смыслов и образов, как предвкушение состояний. Кого-то это может пугать, кого-то вдохновлять и даже радовать. Но, вне зависимости от того, что мы чувствуем и переживаем, процесс этот начался.

— Что я должен вспомнить?

— Толстую книгу в темно-синем, почти черном переплете. Вернее, две книги, совершенно одинаковые с виду, хотя внутри написаны разные вещи… Они стояли рядом на книжной полке в доме твоих родителей, слишком высоко, чтобы ты мог до них дотянуться, но ты залез на стул и все-таки добрался до них, когда тебе было лет девять или даже чуть меньше — помнишь?

— Двухтомник Герберта Уэллса! — я рассмеялся от неожиданности. — Конечно, помню! А почему вы спрашиваете? Вы что, его призрак?

— Еще чего не хватало!

— Ладно, уже легче… Но зачем я должен вспоминать эти книжки? Что за страшная тайна с ними связана?

— Не страшная. Хорошая тайна, — поправил меня незнакомец. — Там был один странный рассказ, который, собственно, и послужил причиной того, что ты сейчас находишься здесь. Он изменил твою жизнь — полностью, кардинально. История про зеленую дверь в белой стене. Ты помнишь?

— Помню, — согласился я. — Еще бы я не помнил…

— И я тоже помню. Хочешь, расскажу тебе, о чем там говорилось? Это была история одинокого мечтателя, маленького мальчика, твоего ровесника, который гулял по городу, забрел на незнакомую улицу, увидел там белую стену, а в стене — зеленую дверь и вошел туда… Далее следовала пара страниц бессмысленной прекраснодушной ерунды: предполагалось, что мальчик попал в райский сад, а когда требуется описать подобное место, люди обычно начинают пороть чушь, поскольку никто никогда там не был… В общем, я до сих пор не слишком доволен этим отрывком, но это не имеет значения. Главное, что ты понял: мальчику было очень хорошо в этом чудесном саду. Вполне достаточно. Потом герой совершил глупость, нарушил некий запрет и снова оказался дома… Вернее, не дома, но в своем родном городе, на какой-то незнакомой, грязной улице. Он стоял там и горько плакал, поскольку ему казалось, что теперь все бессмысленно. Ужасный эпизод!

— Но самое ужасное началось потом, — подхватил я. — Этот счастливчик еще несколько раз натыкался на свою чудесную зеленую дверь, в самых неожиданных местах — совершенно фантастическое везение! — и всякий раз проходил мимо. Один раз потому, что опаздывал в школу, потом у него был экзамен в университете, потом еще что-то… Я был готов дать ему по морде, этому кретину, честное слово!

— Но однажды он все-таки открыл эту дверь, — мягко закончил мой невидимый собеседник. — Его нашли мертвым в какой-то канаве со строительным мусором, и друг, которому он накануне рассказал свою странную историю, никак не мог понять: нашел ли бедняга эту самую зеленую дверь, или она просто ему примерещилась… Но ты решил, что это хороший конец — в любом случае!

— Ваша правда, — улыбнулся я. — Именно так я и подумал, слово в слово, вы даже интонацию угадали!
Макс Фрай, "Темная Сторона"

На этом переходе, у каждого будет своя "зеленая дверь". И встречать нас на пороге будет Смерть, как церберы на выходе из царства Аида. Все "мертвое" нам нужно будет оставить здесь. И "старуха", хотя для всех она выглядит по-разному, нам в этом поможет. Это хороший конец истории.

ПОМНИ О СМЕРТИ!

КРАЙС Расулев, психолог/медиатор