Интересные факты - история Крымского моста за 115 лет

15.05.2018

Автомобильная часть Крымского моста
Автомобильная часть Крымского моста

Исторически считается, что впервые о постройке моста через Керченский пролив задумался еще князь Глеб в 11 веке нашей эры.

История Крыма 1000 лет назад

По-крайней мере, князь Глеб первым определил расстояние между берегами пролива и насчитал 14 тысяч «маховых саженей», что составляет около 30-ти километров. Это событие было отмечено чеканкой на камне из мрамора, где указано, что в 6576 индикта 6 расстояние между Тмутороканем и Корчевом составила 14 000 саженей. Этот камень находится в Эрмитаже.

Начало 20-го века

В современной истории первая ниточка, связывающая берега Тамани и керченского полуострова, была создана англичанами для прямой связи между Англией и ее колонией - Индией 1870 году. Тогда по дну пролива проложили кабель телеграфа.

В начале 20-го века железнодорожный Крымский мост через Керченский пролив так же пожелала построить Британская империя и тоже для создания прямого сообщения между Лондоном и Дели. Всего на пути должно было быть 2 мега-моста – один через Ла-Манш, второй через Керченский пролив. Проект был разработан и даже утвержден, но так и остался на бумаге из-за невероятной сложности, да и цена превышала все мыслимые показатели.

В 1903 году, 115 лет назад, строительством заинтересовался российский император Николай II. Так же в течение нескольких лет был составлен и утвержден проект, но строительство так и не начали. Грянула Первая Мировая война, и государству стало не до грандиозных строек. Но изыскания продолжали вестись вплоть до 1917 года. После грянувшей революции они прекратились.

Середина 20-го века

В 1930-х годах Советская власть озаботилась строительством мостового перехода. Проект был составлен, утвержден. Причем строительство действительно началось! Но промышленность молодой республики оказалась не готова к выпуску сложных и тяжелых конструкций.

В результате эти конструкции начали заказывать в передовой промышленной стране – Германии. Строительство было заморожено из-за начала Второй Мировой войны.

В 1943 году немцы начали возводить Крымский мост
В 1943 году немцы начали возводить Крымский мост

После того, как немецкие захватчики пришли в Крым, они привезли под Керчь изготовленные по заказу СССР, но не отправленные тяжелые конструкции и начали строительство моста в 1943 году. Но наступление советской армии сломало эти планы.

В результате для снабжения своих войск в Тамани немцы построили действующую канатную дорогу через пролив, по которой ежемесячно переправляли до 800 тонн грузов. Перед освобождением Керченского полуострова гитлеровцы взорвали опоры канатной дороги.

Немецкая канатная дорога через Керченский пролив
Немецкая канатная дорога через Керченский пролив
Немецкая канатная дорога через Керченский пролив
Немецкая канатная дорога через Керченский пролив

При этом остались груды стройматериалов, в том числе цемент и конструкции, заказанные СССР в Германии в 1930-х годах. На основе этих материалов, а также подручных средств советские инженеры наспех начали возводить свой мостовой переход. Причем во многих местах делали это без всякого проекта, буквально «на глазок».

Отечественная промышленность не успевала поставлять конструкции и комплектующие. Поэтому в ход все шло – остатки вагонов, обрезки рельсов, сваи наращивались обычным деревом. В итоге добились феноменальной скорости строительство. Если первая свая была забита в апреле 1944-го года, то в ноябре мост принял первый поезд.

Крымский мост в 1944-м был построен советскими инженерами из строительного мусора
Крымский мост в 1944-м был построен советскими инженерами из строительного мусора
Первый поезд по Крымскому мосту в ноябре 1944-го
Первый поезд по Крымскому мосту в ноябре 1944-го

За 3 месяца по мосту прошло много поездов. Но из-за того, что мостовой переход был изготовлен наскоро и «на коленке», без соблюдения технологий буквально из строительного мусора, уже в феврале 1945 года он был уничтожен необычайно мощным ледоходом - было сломано 50 из 115 опор.

После войны по указанию Сталина советские инженеры разработали новый проект капитального Крымского моста. Его так и назвали – Сталинский мост. Итоговый проект был высоким и двухэтажным. По тем временам это было передовое решение в мировом мостостроении, вершина инженерного искусства. По информации автора https://zen.yandex.ru/crimea_pro, Сталину его так и представили: «Царь Мост».

Проект Сталинского моста через керченский пролив
Проект Сталинского моста через керченский пролив
Проект Сталинского моста через керченский пролив
Проект Сталинского моста через керченский пролив
Проект Сталинского моста через керченский пролив
Проект Сталинского моста через керченский пролив

Но СССР нуждался в восстановлении народного хозяйства после войны, поэтому проект не утвердили. Вместо него создали паромную переправу, которая существует до сих пор.

Крымский мост – новейшее время

Официальное открытие 15 мая, начало движения 5:30 16 мая 2018 года
Официальное открытие 15 мая, начало движения 5:30 16 мая 2018 года

После распада СССР Украина и Россия пытались воссоздать проект Крымского моста, но случиться этому было не суждено. Только после воссоединения полуострова и РФ соединение берегов стало насущной необходимостью.

В кратчайшие сроки было разработано много проектов и выбран один из них, подразумевающий строительство сразу двух отдельных мостовых переходов – автомобильного и железнодорожного. Видимо такая конструкция выбрана из соображения безопасности.

Во-первых, на каждую опору приходится меньшая масса моста, чем в двухэтажном варианте. Во-вторых, при разрушении (теракт и т.п.) одной части моста вторая (как запасная) продолжит работу. Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим позже.

У нас вы можете прочитать:

1. Как изменятся цены после открытия Крымского моста

2. На какие деньги строят Крымский мост

Внимание!

Лайкните статью, есть понравилась, и подписывайте на наш канал и наши группы в соцсетях:

1. ВКонтакте

2. Одноклассники