Дама сдавала в багаж…

Все мы очень разные. Но порой нас объединяет охота к перемене мест. И тогда человек бросает привычный образ жизни, мчится в кассу за билетом и спешит на вокзал, железнодорожный, аэро, авто — не в этом суть. Главное, он погружается в некую стрессовую ситуацию, когда не может точно сказать, что с ним произойдёт на незнакомой территории. И здесь каждая мелочь важна. Даже такая, как потеря багажа перевозчиком.

Может быть, поэтому читателей «КИ» неприятно поразила история с аэропортом «Шереметьево», где эксцессы с вещами пассажиров случались часто и густо. Они пишут, звонят к нам в редакцию, интересуются, возможно ли такое в нашей воздушной гавани. Я отправился в замечательную «Крымскую волну», чтобы переадресовать вопрос людям знающим.

Девушки на стойке регистрации — первые контролёры
Девушки на стойке регистрации — первые контролёры

Посторонним вход...

Помнится, система обработки багажа поразила нас, журналистов, ещё на стадии презентации. Спроектировано и изготовлено оборудование в России: что-то — на заводе в подмосковной Балашихе, какие-то комплектующие поставлялись с предприятий Волгограда, Набережных Челнов и других городов. В пресс-службе аэропорта нам пояснили, система обработки багажа отвечает самым современным международным требованиям. После того как она прекрасно зарекомендовала себя в Симферополе, её успешно внедряют в Анапе, Надыме, Минеральных Водах.

Ознакомление начинаю с видимой части: регистрации на одной из 55 стоек. Здесь багаж взвешивается, на нём закрепляется бирка (где указываются номер рейса и фамилия пассажира), и он отправляется по ленте в «закулисье», чтобы пройти по лабиринтам неизвестности и снова попасть к хозяину в конце полёта. Ну а мы проследим за чемоданчиком (будем так условно называть ваш багаж).

После предварительного согласования с руководством аэропорта попадаем в заветное помещение. Вежливый инспектор службы авиационной безопасности проверяет нас ручным металлодетектором. Причём — всех, включая представителя пресс-службы и даже своего брата-инспектора Алексея Лашко.

А. Лашко
А. Лашко

— Для чего такая предосторожность? — спрашиваю у Алексея Михайловича. — На входе нас ведь уже проверяли.

— Так положено, — немногословен он.

А нашему абстрактному чемодану-путешественнику и вовсе предстоит третья инспекция!

Алиса умеет искать

— Со стойки регистрации он по ленте едет в зал обработки и сортировки, где находятся рентгено-телевизионные установки, — рассказывает А. Лашко.

Здесь его досматривают самые опытные специалисты, на операцию отводится 15 секунд. За это время нужно определить, есть ли в содержимом что-либо запрещённое. На помощь людям приходит не только сверхточная техника, но и хорошо обученные собаки. Четвероногие работают по двадцать минут, после этого им полагается перерыв, чтобы не нагружать обоняние и не «притуплять нюх». Одна из них (бордер-колли Алиса) даже стала символом аэропорта: у неё, как и положено, есть своя страничка в «Инстаграме».

— А что происходит с чемоданом если при повторной проверке в нём увидели или унюхали что-либо запрещённое к провозу?

— Чемодан направляется в т. н. «загрязнённый» багаж, — поясняет собеседник. — Оператор досматривает его ещё раз, и если там действительно просматривается что-то запрещённое, груз поднимают на лифте на третий этаж, куда вызывают пассажира и в его присутствии проходит предполётный досмотр.

Подозрительные чемоданы сотрудник отправляет на повторный досмотр
Подозрительные чемоданы сотрудник отправляет на повторный досмотр

— «Нелегалов» заставляют выбрасывать?

— Нет, конечно! Можно передать провожающим либо оставить на хранение в комнате запрещённых предметов. В течение двух месяцев пассажир вправе забрать свой груз. Услуга хранения — бесплатная. Понятно, если подозрительный предмет будет в виде какого-то запрещённого взрывного устройства, то вызываются полиция, взрывотехники, спецслужбы. Но такого у нас, к счастью, не происходило.

Острова и полуострова

По словам А. Лашко, запрещённых предметов в Симферопольском аэропорту хранится немного — пассажиры, как правило, понимают, что можно, а что нельзя провозить. Приятная новость для женщин: лак для волос легализован! Но его объём не должен превышать 500 мл и у баллона обязан быть колпачок (чтобы распылитель сам не сработал в багажном отделении).

В обычном багаже запрещено провозить огнестрельное и холодное оружие, порох. Но если у пассажира есть специальное разрешение, тогда можно — по особой процедуре, как правило, известной их владельцам. Перочинный нож разрешён даже в ручной клади, но лезвие его не должно превышать 6 см в длину. А вот электрошокер категорически табуирован. Внимательнее нужно быть и с игрушечным оружием. Сейчас его делают так, что от настоящего не отличишь. Инспектор, естественно, вправе задать вопросы.

— В известном стихотворении Самуила Маршака о том, как «дама сдавала в багаж...» фигурирует «маленькая собачонка». Как обстоит дело с провозом животных?

— Собаки крупных пород и другие большие животные досматриваются с помощью газоаналитической аппаратуры, — продолжает рассказ Алексей. — Она втягивает пары, исходящие от животного, и если объект проверки соприкасался с порохом, тротилом, прибор показывает частицы паров этих веществ. Тогда вызывается кинолог, производится повторный досмотр.

Лента транспортёра произведена в России
Лента транспортёра произведена в России

Пропускная способность зоны комплектации и обработки багажа — 4800 единиц в час. Этого с запасом хватает даже при увеличении пассажиропотока. Грузчики одновременно осуществляют загрузку до 25 рейсов, что особенно важно в летний период, когда аэропорт обслуживает свыше 200 рейсов в сутки.

Стойки регистрации, где сдаётся багаж, располагаются на двух «островах», каждый из которых делится на два «полуострова». Пройдя тройную проверку, чемодан попадает на одну из четырёх сортировочных каруселей. Это, как вы догадались, не место для развлечения детворы, а промежуточное звено между аэропортом и самолётом. Сейчас разгар лета, и мы застали багажные карусели работающими на полную мощь. При этом лента не сильно загружена, операторы по перемещению груза справляются с обязанностями без излишней суеты. Но если вдруг техника подведёт, то в случае остановки ленты включается реверс, и багаж отправляется на соседнюю карусель.

Вежливые ребята

Грузчики бережно (именно бережно) снимают поклажу с ленты и аккуратно отправляют на тележки и в контейнеры. Затем груз уезжает к самолёту. Ювелирная работа грузчиков — признак профессионализма. Профи никогда не поставит громоздкий чемодан на хрупкую сумку и не допустит повреждения. Не удержался, чтобы не задать ребятам неделикатный вопрос, довольны ли они зарплатой? Ответ положительный, хотя сумму мне всё же не назвали. Но если грузчики такие аккуратисты, почему же багаж, который получает пассажир по прилёту, порой бывает повреждён? Как уверяет А. Лашко, случаи «злонамеренного проникновения» в чужие чемоданы исключают решительно и бесповоротно.

Вот такой симпатичный состав доставляет багаж в самолёт
Вот такой симпатичный состав доставляет багаж в самолёт

— Во-первых, сотрудники у нас проверенные, — горой стоит за своих, — а во-вторых, багажное отделение оборудовано камерами наблюдения. Даже наша с вами экскурсия уже записана. Хотите посмотреть?

Интересно, зачем в таком случае большинство пассажиров предпочитает обёртывать вещи плёнкой? Всё-таки не верят? Главное потом в линейке одинаково перемотанных чемоданов найти свой, а то ведь не все смотрят на бирки — надеются на интуицию, которая порой подводит.

Итак, почти гамлетовский вопрос: заматывать или не заматывать чемодан? В аэропорту отвечают утвердительно. Но, говорят, это надо не для того, чтобы в него не проник посторонний, а чтобы он не повредил соседствующие с ним сумки.

Про негабаритный груз

Несколько слов о негабаритном грузе. Чтобы ваша поклажа попала в эту категорию, не обязательно перевозить слона. В негабаритную категорию рискует попасть небольшая сумка или рюкзачок, но со свисающими лямками, которые в процессе обработки могут «зажеваться» под механизм ленты транспортёра (к сожалению, такие случаи бывали). К категории негабаритных относятся также коляски, тележки, самокаты, зонтики, лыжи, сноуборды и всё, что неудобно разместить на ленте транспортёра. Поэтому не удивляйтесь, когда при регистрации на багажной стойке девушки, осмотрев внешнюю форму багажа, попросят вас пройти к одной из трёх стоек негабаритных грузов. В негабарит также попадёт вещь яйцевидной или шаровидной формы (чтобы она не каталась по ленте и случайно не соскользнула с неё).

Идёт погрузка в самолёт
Идёт погрузка в самолёт

Следует помнить, что по прилёте на место назначения негабаритный багаж можно забрать на специальной стойке. В симферопольском аэропорту это приметное местечко за первой лентой, его выносят отдельно. Не забудьте поблагодарить грузчиков. Вам всё равно, а им приятно.

Алексей ВАСИЛЬЕВ