Мы поедем, мы помчимся на «рогатых» утром ранним

16 February 2019

В ноябре 2017 года на должность генерального директора «Крымтроллейбуса» был назначен Илья Прокопьев. Молодому руководителю (1988 года рождения), прежде не имевшему подобного опыта работы, предстояло в буквальном смысле реанимировать умирающее предприятие. Его предшественники (казалось бы, люди, знающие специфику транспортной отрасли) не справились с поставленной задачей и один за другим покинули директорское кресло. И вот пришёл И. Прокопьев, на плечи которого лёг целый ворох нерешённых проблем — от оптимизации маршрутной сети до повышения уровня заработной платы сотрудников. Спустя год после назначения мы решили с ним пообщаться и, как говорится, из первых уст услышать о переменах, планах и проблемах (от них, естественно, не отмахнуться).

И. Прокопьев.
И. Прокопьев.

— Илья Александрович, если честно, сомневалась, что в директорском кресле вы продержитесь долго, — ведь с поставленными задачами не смогли справиться ваши гораздо более опытные предшественники. Однако прошло больше года, вижу положительные подвижки в работе предприятия, да и от ваших подчинённых слышу хвалебные отзывы. Расскажите, как удаётся решать сложные вопросы, стоящие перед «Крымтроллейбусом»? Может, молодость даёт преимущества, или имеете административный ресурс, которого не было у прежних директоров?

— Да, возможно, отсутствие закостенелого консерватизма помогает быстрее ориентироваться и делать нужные и правильные шаги. Однако хочу сразу оговориться, без помощи республиканского правительства наша, считаю, уже сплочённая команда не смогла бы решать существующие задачи. Не знаю, как прежние руководители взаимодействовали с крымской властью, но за год моего руководства только Глава Республики Сергей Аксёнов дважды побывал на предприятии, в результате чего быстро снимались волнующие нас вопросы.

— А теперь подробнее об этом: что удалось изменить в работе важнейшей с точки зрения экологии курортного региона транспортной организации?

— Когда пришёл, сразу обратил внимание, что катастрофически не хватает водителей. Проблема была связана с тем, что, кроме нашего предприятия, их никто не готовил, а последний выпуск был ещё в 2013—2014 годах. Поэтому первым делом получили соответствующие документы и запустили учебно-курсовой комбинат. В прошлом году выпустили около полусотни специалистов, в нынешнем — планируем ещё столько же. Наше предприятие платит студентам стипендию, но после учёбы они должны отработать на линии не менее 3-х лет.

Второй вопрос, который надо было срочно решать, — автоматизация проезда. Я увидел, что билеты — в рулонах, водители чаще всего их не выдают, а если и выдают, то мало кто из пассажиров пользуется компостерами, находящимися в салонах. Таким образом, пассажиры умудрялись по одному билету проехать несколько раз. Надо было срочно менять систему оплаты проезда. Сегодня, как видите, в каждом троллейбусе в кабине водителя установлены терминалы. На билетах указаны и номер маршрута, и время их выдачи. А 24 октября внедрили систему оплаты проезда пластиковыми картами МИР, Visa и Mastercard. Карта прикладывается к кассовому аппарату, информация считывается, деньги снимаются, билет выдаётся.

— Планируете ли установить валидаторы? Они уже давно действуют во многих российских городах. Да и в крымском парламенте не первый год говорят, что это необходимо сделать.

— Да, для полноценного контроля, конечно, нужны валидаторы. Они, кстати, являются частью автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), запуском которой плотно занимаются Минтранс, Минэкономразвития и Минтруда. Работает мобильное приложение «Яндекс.Транспорт», при активации которого можно видеть, где находится троллейбус нужного маршрута, через какое время припаркуется к остановке. В городе есть несколько «умных остановок» с электронными табло (на площадях Куйбышева и Ленина), на которых отображается информация о прибытии троллейбусов. Они работают благодаря внедрению российской спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Надеюсь, «умных остановок» станет больше. Для нас это важно, так как люди, владея информацией о прибытии, будут больше ориентироваться на наш вид транспорта.

«Умная остановка» — лучший ориентир
«Умная остановка» — лучший ориентир

Также с 1 октября действуют общегражданский и школьный проездные билеты в виде пластиковых карт. Так пассажиры постепенно приучаются к безналичной оплате. Ждём, когда и для граждан льготных категорий сделают персонифицированные карты. Они упростят жизнь не только льготникам, но и нашему предприятию, поскольку сейчас мы не знаем, сколько людей и как часто бесплатно пользуется троллейбусами. А введение этой системы даст возможность легко вести подсчёт пассажиропотока.

— Кстати, если мы заговорили о выручке предприятия, скажите, с вашей точки зрения, правильно ли, что водители должны ежедневно выполнять определённую норму по количеству «обилеченных»? Для чего она введена?

— Заработная плата водителя зависит от нескольких составляющих. Базовая ставка — около 25 тысяч рублей. Есть шкала классности, то есть профессионализма, которая даёт дополнительные проценты к окладу: если 2-й класс — плюс 15% от базовой ставки, если 1-й — 25%. За вредность — ещё 8%. Есть надбавки за работу в праздничные дни, во внеурочное время; за культуру обслуживания тоже предусмотрено поощрение. Ну и 10% от количества собранной выручки. Первоначально последняя составляющая была введена для того, чтобы стимулировать водителей. Раньше, если обращали внимание, многие старались брать деньги и не выдавать билеты. Теперь же это явление практически искоренено. И, к слову, если водитель выполняет план регулярно, то и за это ему начисляется определённый процент. Таким образом формируется его полная заработная плата. Эта система мотивирует более качественно выполнять обязанности.

— Позвольте с вами не согласиться. У водителя работа связана с дорогой, а значит, с повышенной опасностью. На нём и так огромное количество обязанностей: следить за дорожной обстановкой, за знаками, сигналами, требованиями инспекторов ГАИ, за переключателями электросетей, входящими и выходящими пассажирами. Если он ещё будет думать о необходимости выполнять план, то нервный срыв такому суперпилоту обеспечен…

— Пожалуй, соглашусь с вашими доводами, но пока этот вид поощрения сохраняется. Норма уйдёт сама собой, когда заработает АСОП. Но надо понимать, вместе с ней исчезнет и данный вид дополнительного заработка.

— Почему не во всех троллейбусах можно увидеть кондукторов?

— Их не хватает. Поэтому в первую очередь направляем на транспорт пригородного сообщения и на большие машины — «гармошки», поскольку в них водителю действительно очень сложно обилечивать пассажиров.

— А контролёры — работники вашего предприятия?

— Да, но их первоначальная задача — контролировать дисциплину, взаимоотношения между водителем и пассажирами.

— Вы не шутите?

— Именно так. Помимо этого, проверяют наличие билетов у пассажиров. «Зайца» оштрафовать не могут, но порекомендуют приобрести билет.

— Если вы заговорили о штрафах, позвольте полюбопытствовать, кого надо оштрафовать за ужасный внешний вид троллейбусов? Звонят в редакцию симферопольцы и возмущаются: почему по городу курсируют грязные машины?

— Это не наша вина. В ноябре прошлого года фирма из Ростова должна была поставить по контракту мойку на два блока стоимостью порядка 10 млн рублей. Но подрядчик не выполнил обязательства: не предоставил сертификат, а без него не можем эту мойку ввести в эксплуатацию, поскольку она является объектом повышенной опасности. Мы предъявили поставщику требования: или выполняет то, что должен, или наше предприятие разрывает контракт со всеми сопутствующими исковыми претензиями. Увы, на разбирательства уйдёт не менее двух месяцев. Сейчас приходится все троллейбусы мыть вручную, поскольку старую мойку уже разобрали. Помыть работающие каждый день 110 троллейбусов нереально, даже если мы все подключимся к этому процессу. За ночь успеваем привести в порядок 40—50 машин. Так что не по своей вине оказались в столь сложном и некрасивом положении.

За счёт субсидий «Крымтроллейбус» смог приобрести новую технику
За счёт субсидий «Крымтроллейбус» смог приобрести новую технику

— Какие проблемы существуют уже давно и по сей день не поддаются решению?

— Наша «ахиллесова пята» — изношенность контактных электросетей. Из-за того, что они старые, часто происходят обрывы на различных участках. По этой причине люди пересаживаются на автобусы, и мы теряем потенциальных пассажиров. Такая тенденция наблюдается на межгородских и пригородных маршрутах. Кроме этого, у нас очень большое и не менее старое электрохозяйство (9 тысяч опор, 34 подстанции). Даже находящиеся в нашем головном депо здания и сооружения не ремонтировались с 50—60-х годов прошлого века. К счастью, после апрельского визита Главы Республики нам выделили субсидию, благодаря которой предприятие наконец-то смогло начать ремонтировать кровлю, на въезде и выезде из парка заменили асфальт, сейчас проводим капремонт зданий учкомбината, автомастерских. Купили фрезеровальные станки, подъёмники для ремонта электросетей, трактор, автовышку, шиномонтажное оборудование. Даже приобрели электролабораторию. Не забыли и об организации досуга сотрудников. У нас своя футбольная команда, и, как говорится, по просьбам трудящихся, сейчас создаём на территории предприятия небольшое футбольное поле с зоной отдыха.

— Прекрасно, надеюсь, вашим подчинённым такая затея придётся по душе. Напоследок задам вопросы, волнующие симферопольцев. Сколько маршрутов сейчас функционирует?

— Всего для Симферополя разработано 14 маршрутов. В 2015 году, после блэкаута, мы потеряли маршруты № 11, 12, 13, 14. Пока запустили только одиннадцатый. Движение по остальным будем стараться возобновить в ближайшие месяцы.

Здесь вовсю кипит работа
Здесь вовсю кипит работа

— Как считаете, хватает ли машин на маршрутах?

— На каждом — их определённое количество: от 7 до 15-ти, в зависимости от протяжённости. У нас есть три направления, куда троллейбусы под номерами 15, 16, 17 идут на автономном ходу. Это — Новый терминал аэропорта — Хошкельды, Марьино — Маршала Жукова, Марьино — агроуниверситет. Однако таких машин в парке мало — всего 27. Поэтому, если интервалы движения на обычных маршрутах составляют 5—10 минут, то на удалённых — достигают и двадцати.

— Планируете ли вводить новые направления, например, из Марьино через площадь Куйбышева по проспекту Победы в сторону Свободы? Многие пожилые люди давно просят создать такой, так как, например, во 2-ю поликлинику, расположенную на ул. Лермонтова, могут добраться только с пересадками.

— Сейчас рано говорить о новых маршрутах. Нам бы для начала насытить машинами существующую сеть, а потом можно планировать дополнительные направления.

— Но в этом направлении не требуются троллейбусы на автономном ходу, контактная сеть давно существует… Нужен только новый номер маршрута и обычные троллейбусы.

— Обещаю обдумать. А как только получим машины с возможностью автономного хода на 20 км и более, сразу начнём расширять сеть движения бесконтактных троллейбусов. Уже разрабатываем маршрут в Каменку.

— Желаю удачи вам и вашему коллективу!

Беседовала Ольга САФРОНОВА