Что ели скифы

По меткому замечанию французского философа судьбы наций находятся в прямой зависимости от пищевых пристрастий. Кухня кочевого народа, обитающего в степях Причерноморья, была отражением скифского мира, традиций, верований.

Питание скифов

Греческий географ и историк Страбон, опираясь на древние источники, во «Всемирной географии» писал, что кочевые племена предпочитали молоко кобылиц, иппаку (сыр из кобыльего молока), отварное мясо. Остальные продукты скифы обменивали на ремесленную продукцию у соседей, разнообразили рацион за счет получаемой дани или в результате ведения военных действий.

У оседлых скифов постепенно развивалось растениеводство, что обеспечивало в рационе присутствие ячменя, гороха, пшеницы. Но, основу питания составляли продукты животноводства, которое трансформировалось из кочевого в пастушеское. В стадах преобладали коровы, лошади, овцы, значительно меньше было свиней, коз.

Торговля с греками обогащала питание экзотическими продуктами. Греция познакомила степных кочевников с продуктами пчеловодства, хлебом, рыбой, вином.

Скифская утварь

Найденная археологами посуда, без слов, свидетельствует о пищевых привычках древнего народа. Ограниченный ассортимент предметов говорит о скромных потребностях. Наличие котлов, треног, крючков, дает представление о кухне, где преобладало отварное мясо. Более разнообразно представлена посуда для питья. Археологи находят в богатых погребеньях амфоры, черпаки, сита, кувшины, предназначенные для вина. Молочная водка арака, молоко, кумыс, сберегались в кожаных, металлических, деревянных сосудах. Скифы пили виноградное вино неразбавленным, чем вызывали удивление греков. Выражение «пить по скифски» у греков означало безудержное пьянство.

В богатых погребениях находят кости крупного рогатого скота, лошадей, что свидетельствует о том, что любимой или канонизированной пищей оставалось мясо. О том, что знатные скифы пренебрегали растительной пищей, свидетельствуют останки из родовых могил. Наличие патологических наростов говорит о несбалансированном питании.

По свидетельству Геродота, побывавшего в Скифии в V в. до н. э., растительная пища, добываемая собирательством, была очень скудной: дикий щавель, полевой лук, стебли кислицы.  

Геродот в «Истории» описывает удивительный, для своего времени, обычай снимать верхнюю часть молока черпаком. Полученные сливки использовались для производства масла.

Скифский мир, переходя от кочевого образа жизни к полуоседлому, менял отношение к кухне, заимствовал у соседей приемы обработки пищи, вводил в рацион новые продукты.