Зачем во время съемок фильма Иван Грозный еду в кадре мазали керосином

«Иван Васильевич меняет профессию» — обожаемая многими комедия советского периода. Ее автор, режиссер Леонид Гайдай, выбрал для съемок сюжет пьесы Михаила Булгакова. После выхода картины у творчества писателя появилось много новых поклонников.

Основательно переработав пьесу, мосфильмовцы выдали на гора потрясающий фильм: искрометный, яркий, запоминающийся каждым кадром и словом. Однако мало кто знает, на какие ухищрения им приходилось идти, чтобы создать этот шедевр.

В каких условиях проходили съемки

«Иван Васильевич» вышел в прокат в 1973 году. Буквально сразу же фильм завоевал сердца огромного количества зрителей. В первый год его увидели и оценили 60 миллионов советских граждан. Картина имела оглушительный успех, заняла во всесоюзном прокате 3 место. Ее до сих пор с упоением смотрят поклонники отечественного кино.

Фильм снимали добротно и с огоньком. Для воссоздания исторической эпохи Иоанна IV съемочной группе пришлось основательно поколесить по Советскому Союзу. Побывали не только на разных улицах Москвы, но и в Ростове, Ялте.

Белокаменные царские палаты снимали в Ростовском кремле. Когда-то в нем располагалась резиденция местного митрополита. В советский период кремль стал музеем. Вспоминая съемки «Ивана Васильевича», Гайдай рассказывал, какое впечатление на иностранных туристов произвела скачущая в полном вооружении древнерусская конница. Гости из-за границы были потрясены видом воинов, наряженных в сафьяновые кафтаны и вооруженных старинными бердышами.

Песню «Звенит январская вьюга» отсняли, конечно же, в Ялте. Прекрасный берег моря, романтика теплых летних вечеров — все это в курортном городе в изобилии.

Квартиру Шурика, в которой и произошли роковые события, отыскали в здании №13 по Новокузнецкой улице в Москве. Там же нашли подходящий магазин радиотоваров. Небольшие эпизоды — сцены на лестничной площадке — досняли уже в павильоне на киностудии.

Для 70-х такой размах был очень впечатляющим. На съемки выделили кругленькую сумму. Одному только режиссеру был выплачен гонорар 7 900 рублей (по другим данным — порядка 18 000). Исполнители главных ролей тоже получили неплохие для того времени зарплаты: Юрий Яковлев (царь и Бунша) — 4 350, Леонид Куравлев (прохиндей Милославский) — 2 312, Александр Демьянченко (он же Шурик) — 1 663 руб.

Царский стол

Несмотря на солидный бюджет, съемочной группе пришлось столкнуться с проблемами, ставшими отражением серой советской действительности. Во времена Иоанна Грозного не наблюдалось тех перебоев с продовольствием, к которым привыкли советские граждане. Уж царь-то точно ни в чем себе не отказывал.

Пока съемки происходили в Москве, особых проблем не наблюдалось. В любом московском универмаге можно было найти банку пресловутой кильки и бутылку водки, которую «ключница делала». Затем съемки перенесли в Ростов. И вот тут начались проблемы. Дело подошло к эпизоду богатого пиршества в царских палатах.

«Почки заячьи верченые», «щучьи головы с чесноком», зажаренные поросята и другие яства во время съемок были самыми настоящими. Актеры такого изобилия в жизни не видели. Многие жили на скромные зарплаты и доступа к продовольственным «дефицитам» не имели. По этой причине угощения на царском столе начинали потихоньку «таять».

Усмотреть за огромной съемочной группой, актерами первого плана и массовки режиссер был не в состоянии. Царский же стол просто обязан был радовать глаз зрителя изобилием и роскошью. Тогда работники, отвечающие за реквизит, нашли выход: чтобы актеры не съедали аппетитные блюда, последние опрыскивали керосином.

Этот прием подействовал. Вонь от царского стола шла несусветная, поэтому продукты больше никто не трогал. То, что сейчас красиво выглядит на экране, в жизни совсем не вызывало аппетита. Так благодаря находчивости работников советского кино и керосину Гайдаю удалось снять прекрасный пиршественный стол, за которым так кстати оказались неизбалованные советские граждане Бунша и Милославский.

Как на съемочных площадках Мосфильма появился керосин

Описанный рецепт «защиты» съестного реквизита от прожорливых актеров появился в 1944 году. Тогда на Мосфильме заканчивали снимать историческую драму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В военные годы это было особенно сложно. Съемки велись на пределе человеческих возможностей.

Люди в стране в буквальном смысле голодали. Для фильма еле нашли продукты. Во время съемки царских трапез их приходилось обильно поливать керосином. Это был жестокий, но единственно возможный метод уберечь реквизит от тотального уничтожения оголодавшими актерами.