Фильм «Небесный тихоход» глазами историка

2 February 2019

Про фильм «Небесный тихоход» писать — букв не надо, можно обойтись одними восклицательными знаками. И можно быть уверенным, что такое мнение совпадёт с подавляющим большинством зрителей. По жанру это комедия, и хотя к комедии отношение особое, тем не менее, в этом фильме есть немало интересного с исторической точки зрения.

Во всяком случае, некоторые моменты могут послужить поводом для небольшого рассказа

Мастер «беспарашютного» спорта

Фильм, как известно, начинается с уникального случая. Летчик Булочкин таранит бомбардировщик противника и покидается свой горящий истребитель на парашюте. Но парашют сгорает в воздухе, и Булочки совершает падение с высоты в 6000 метров. Причём, остается жив и даже возвращается к полетам.

Наверняка тысячи и миллионы зрителей восприняли этот эпизод, помня, что они смотрят комедию. Ну, мало ли что в комедии показывают, не воспринимать же всерьёз.

А теперь факты.

Лётчик-истребитель Борис Ковзан с начала войны сбил 28 немецких самолетов, причем три раза тараном. После всех таранов смог посадить свой МиГ на аэродром. 13-го августа 1942 года был в бою подбит, направил свой горящий Ла-5 на немецкий бомбардировщик, от удара вылетел из кабины. Парашют не смог полностью раскрыться и капитан Ковзан с высоты 6000 метров упал в болото. Со сломанной ногой и ребрами, попал к партизанам. Там его подлечили, но поврежденный глаз спасти не смогли. Из партизанского отряда его эвакуировали на У-2. Ковзан добился разрешения вернуться к полетам, но только во вспомогательной авиации.

Оказывается, и придумывать ничего не надо, просто изучаем биографии Героев Советского Союза и любой Голливуд отдыхает.

«Тысячу двести в вашу честь!»

Яркая сцена с Фаиной Раневской, играющей профессора медицины, не могла не запомниться всем, кто фильм смотрел.

Летчик Булочкин от восторга, что его выписывают, обещает в честь доктора в первом полете дать тысячу сто, и даже тысячу двести километров в час.

Однако, выясняется, что такие скорости Булочкину противопоказаны. Генерал его предлагает его пересадить с истребителя на штурмовик, у которого скорость «пустяк, всего пятьсот пятьдесят», а когда и это оказывается «противопоказано», то следует предложение о бомбардировщике, со скоростью четыреста километров в час. И наконец, предлагается У-2 со скоростью сто километров в час.

В том, что касается скоростей бомбардировщиков и штурмовиков, то тут просто напутали и если поменять местами, то можно сказать, что так оно и есть. А вот откуда взялись такие «тысячи» у истребителей непонятно. Все-таки фильм снимали во время войны, тогда о таких скоростях даже не мечтали. Самые скоростные немецкие истребители «оседлали» скорость в 700 км/час, но чтобы её уверенно превзойти уже понадобились реактивные самолеты. Люди, писавшие сценарий к фильму, о существовании таких машин ещё просто не подозревали. По фильму Булочкин летал на истребителях Ла-5 или Ла-7, а это в первом случае максимально 593 км/час у земли и 648 км/час на высоте, а во втором — 597 км/час у земли и 680 км/час на высоте. Если брать серийные истребители Як, то они таких скоростей не имели.

Проблемой советской авиации было отсутствие надежных мощных двигателей. Яки летали с лицензионной версией французского мотора Hispano-Suiza 12Y, который всю войну модернизировали, но реально выжать из него больше чем он мог — не сумели. Истребители Ла-5 летали с двигателем, созданным по лицензии на американский мотор Wright R-1820. Который оказался удачнее, и имел больший запас по модернизации. Так что, по большому счету, Булочкин сильно «загнул», пообещав скорость в два раза большую, чем сам когда-либо развивал.

«Может немцам фанеры не хватает?»

О том, что самолёт У-2 был сделан из фанеры, в фильме упоминается не раз, да ещё и в крайне насмешливой форме. Что, если честно, вызывает недоумение, так как фильм ведь снимался в 45-м году, на реальном военном аэродроме. И самолеты, которые видит зритель на экране, это не макеты и не копии. Некоторые из них реально воевали.

И насмешки именно летчиков-истребителей вообще непонятны. Если они летали на упомянутом выше Ла-5, то этот самолёт делали целиком из дерева. А если на Як-9 или ещё каком-то «Яке», то те имели смешанную конструкцию. Каркас из стальных труб обтянут полотном, а часть обшивки фанерная. Так что, уж кто бы говорил.

В Советском Союзе ещё до войны были проблемы с «крылатым металлом», а уж когда немцы заняли Украину, где производилась большая часть алюминиево-магниевых сплавов, то стало совсем тяжело. В этой ситуации даже дальним бомбардировщикам и штурмовикам пытались деревянные хвосты приделать.

И не следует думать, что только в СССР летали деревянные самолеты. К примеру, был в британской авиации такой бомбардировщик под названием «Веллингтон». К началу Второй Мировой основной средний бомбардировщик английских ВВС. Так вот, как я помню, одна из статей про этот самолет имела говорящее название: «Полотняная летающая крепость». Потому как деревянный набор фюзеляжа был обтянуто полотном. А это вам не У-2, эти самолеты Берлин бомбили.

Вот видите, как много полезного можно узнать, если просто углубиться в некоторые эпизоды даже веселой комедии.

Для тех, то не читал аналогичные статьи про другие фильмы, предлагаю ссылки на них.

Фильм «Живые и мертвые» глазами историка

Фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» глазами историка

Фильм «Балтийское небо» глазами историка

А чтобы не пропустить новые публикации, лучше подписаться на мой канал. У нас фильмов много хороших снято, так что поводов написать ещё будет немало.