Малая Московская ЖД

31.03.2018

ТУ2-078 в 2007
ТУ2-078 в 2007

Малая Московская детская железная дорога — расположена в посёлке Кратово, относится к Московской ж/д.

Особенности:

  • Обучение юных железнодорожников проходит в учебном центре на станции Пионерская, а так же в филиалах Москвы, как в Центральном доме детей железнодорожников и Московском институте инженеров транспорта (кружок «Юный железнодорожник»)
  • Имеет неофициальное название «Кратовская ДЖД» из-за нахождения в посёлке Кратово

Ту2-129 на переезде 1988
Ту2-129 на переезде 1988

Характеристики:

  • Адрес — дачный посёлок Кратово, Центральная ул., 5
  • Дата открытия — 2 мая 1937
  • Длина путей — 4,9 км (основной — 3,8 км)
  • Прежние названия — Малая Ленинская, Малая Московско-Рязанская и Малая Московская ДЖД
  • Платформы — Школьная и Детская
  • Станции — Юность (ранее в 1937-1992 Путь Ильича) и Пионерская (ранее в 1937-1951 Культбаза)

Станция Юность
Станция Юность

Парк техники:

  • Локомотивы — ТУ2-078 и ТУ2-129
  • Вагоны — 6 вагонов
  • Списаны — паровоз ВЛ-1 (завода Оренштайн и Коппель) и ИС-1 (тип 63/65 Коломенского завода); тепловозы ТУ7-2728 и ТУ7-2729; 3 деревянных пассажирских вагона, 4 вагона типа Pafawag

Путевое развитие:

Юность — Детская — Школьная — Пионерская

ТУ2-129 «Сказка»
ТУ2-129 «Сказка»

История:

  • 30 октября 1935 — слет пионеров Раменского района, решение о строительстве ДЖД
  • 24 июня 1936 — фактическое начало строительства
  • 7 ноября 1936 — завершено строительство первой очереди, возведено 2,3 км путей (1,8 км главного хода), построены деревянные вокзалы станций Школьная и Путь Ильича (для разворота паровозов использовалась разворотная петля)
  • 2 мая 1937 — торжественное открытие движения, первый поезд вёл Вениамин Пасынков
  • 1938 — съёмки фильма «Девушка с характером»
  • 2 августа 1940 — юными железнодорожниками построено 2 км пути, открыта станция Культбаза с разворотным треугольником
  • 22 июня 1941 — планировалось открытие движения, но юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР
  • 1942 — юные железнодорожники направлены на помощь УЖД в Бронницах, Фаустово и Хоботове
  • 14 июня 1945 — начало восстановления
  • 1947 — завершение восстановления ДЖД после войны, принят в эксплуатацию паровоз Рп-771
  • 1950 — силами юных железнодорожников построен УЖД мотовоз и подарен Лестрансхозу Печерской ж/д
  • 1957 — списан паровоз серии ИС-1, получены ТУ2-078, ТУ2-129 и 4 вагона Pafawag
  • Начало 1960-х — эксплуатация ДЖД круглогодично, из остатков ИС-1 сделан снегоочиститель для ТУ2, от данной практики быстро отказались
  • 1969 — разобраны разворотные сооружения для паровозов
  • 1971 — реконструкция ДЖД, уложены рельсы Р-43, на Пионерской смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича введена электрическая централизация, а на перегоне автоблокировка, разобран второй (обгонный) путь на Школьной
  • 1972 — списан Рп-771
ИС-1 и Рп-771
ИС-1 и Рп-771
  • 1979 — на Пионерской сооружена высокая платформа, перестроен учебный комплекс
  • 1982 — списаны Pafawag-и и приняты вагоны ПВ-40
  • Середина 1980-х — получены 2 тепловоза серии ТУ7, оказались непригодны в условиях тесной застройки и низкого уровня видимости в кривых
  • Середина 1990-х — тепловоз ТУ7-2729 разобран на запчасти
  • 19 июля 2002 — пожар на станции Юность, сгорело всё
  • Мая 2003 — восстановлены устройства СЦБ
  • Лето 2003 — перестроено новое здание на станции Юность
  • 2004 — восстановлен разворотный треугольник на Пионерской, состав развернут для предотвращения неравномерного износа гребней у колёсных пар
  • Осень 2004 — реконструкция ДЖД, новая СЦБ, уложено оптоволоконная связь, здания облицованы пластиковым сайдингом, построен ангар (депо), поступили новые вагоны типа 20.0015 (5 шт.) и 20.0016 (штабной, один)
  • 2004-2005 — второй тепловоз ТУ7-2728 передан на баланс ТЧ-6, реконструированы оба тепловоза ТУ2
  • 2006 — открыта платформа Детская, длиной в 2 вагона, остановка по настоятельному требованию для детского лагеря

Схема ДЖД: