Последнее пристанище паровозов в России

28 May 2019

Последнее пристанище паровозов в России

Удивительный факт, но на исходе второго десятилетия XXI века, в "запасниках" РЖД еще сохранились действующие законсервированные паровозы возрастом в 70 лет.

Последнее пристанище паровозов в России

А ведь еще несколько десятилетий назад таких баз стратегического резерва у МПС было несколько десятков по всей стране. И каждая железная дорога имела как минимум одно, а то и несколько таких мест хранения локомотивов на паровой тяге.

Последнее пристанище паровозов в России

Сейчас же единственное такое хранилище осталось в глухих лесах Смоленской области под Рославлем. Нет, есть конечно, еще похожая база запаса на станции Шумятино в Пермском крае, но там уже металлолом, место которому на свалке.

Последнее пристанище паровозов в России

И несколько депо в которых паровозы эксплуатируются в качестве локомотивов на ретро-поездах, но это другая история.

Последнее пристанище паровозов в России

Если вернуться немного в историю, то выпуск паровозов в СССР свернули к только к концу 1950-х годов, после XX - съезда КПСС на котором было принято решение о широком внедрении тепловозов и электровозов и прекращении строительства паровозов.

Последнее пристанище паровозов в России

Эксплуатация паровозов на железных дорогах страны продолжалась до конца 1960-х годов, а после этого по мере вывода из эксплуатации, часть локомотивов направлялась на базы стратегического резерва, где они проходили глубокую консервацию и техническое обслуживание

Последнее пристанище паровозов в России

До распада СССР такие базы стратегического резерва были раскиданы по всей стране неспроста. Большая часть паровозов на таких базах числилась за Ракетными Войсками Стратегического Назначения(РВСН). Но начиная с 1991 года паровозы массово начали отправляться на утилизацию.

Прибытие 5 паровозов с Дальнего Востока - буксировка маневровым тепловозом
Прибытие 5 паровозов с Дальнего Востока - буксировка маневровым тепловозом

По состоянию на 2019 год на базе под Рославлем сохранилось не более 40 локомотивов. Часть из них периодически забирают в музеи на реставрацию, а часть, увы, утилизируют.

Последнее пристанище паровозов в России

Одновременно с этим сюда иногда буксируют наиболее сохранившиеся паровозы со всей страны. Вот и в апреля этого года с Дальнего Востока на базу запаса пришло 5 паровозов. Машинисты, которые сопровождали эти локомотивы были в пути более месяца, а жили в тендере паровоза.

Паровоз серии "Л" с тендером
Паровоз серии "Л" с тендером

Для чего сохраняли паровозы в таком количестве для нужд Министерства Обороны? Непростой вопрос, который не имеет однозначного ответа. Дело в том, что Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) РВСН базировались исключительно составах с локомотивами - тепловозами.

Последнее пристанище паровозов в России

Можно предположить, что паровозы должны были в случае военных действий выполнять функции тылового обеспечения, но с каждым годом, несмотря на консервацию, состояние паровозов постепенно ухудшалось. Не лучше обстояли дела и с кадрами - сейчас машинистов паровозов почти не осталось, как и оснасток для проведения полного капитального технического обслуживания в депо.

Последнее пристанище паровозов в России

Но вернемся на базу запаса в Рославль и пройдемся с виртуальной экскурсией по главным героям этого репортажа.

Учитывая, что база запаса принадлежит РЖД, то она находится под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. Кроме паровозов здесь находятся тепловозы и электровозы резерва. Но о них я расскажу в следующем репортаже.

Последнее пристанище паровозов в России

Но при этом никто не запрещает смотреть на локомотивы из-за импровизированной ограды из "колючей проволки". Хотя, как говорит охрана, РЖД планирует установить вокруг базы забор, аналогичный тому как на базе запаса в Ермолино.

Последнее пристанище паровозов в России

Наибольшее количество сохранившихся паровозов - это легендарные "Лебедянки" серии Л и ЛВ. Самый массовый магистральный паровоз на советской железной дороге, который был разработан на Коломенском паровозостроительном заводе в 1944 году.

Последнее пристанище паровозов в России

Эта серия паровозов выпускалась с 1945 по 1956 год как на Коломенском заводе, так и на Ворошиловградском, который впоследствии стал Луганским тепловозостроительным заводом.За 11 лет производства было выпущено более 4700 паровозов - фантастические цифры для того времени.

Последнее пристанище паровозов в России

А еще, серия "ЛВ" оказалась самым мощным паровозом в истории паровозостроения. Его КПД достигало почти 9,3%, а мощность в 3800 л.с., что превышало даже показатели тепловоза ТЭ-3, который пришел на замену тяжелым грузовым паровозам.

Тендер паровоза ТЭ
Тендер паровоза ТЭ

Если говорить про состояние паровозов, то внешне они выглядят довольно достойно. Работники Смоленского депо по - регламенту раз в три года проводят окраску и смазку некоторых элементов. Шатуны с колесных пар сняты и находятся в тендерах, остекление оптики и кабины закрыто фанерными листами.

Последнее пристанище паровозов в России

Но чудес не бывает и самостоятельно эти "исполины" без капитального ремонта с заменой подшипников не проедут и несколько километров.

Колесная пара тендера паровоза
Колесная пара тендера паровоза

Именно поэтому, прежде, чем использовать паровоз в качестве ретро-локомотива, его забирают на полный капитальный ремонт и восстановление в то же депо "Подмосковная".

За последние несколько лет отсюда забрали несколько локомотивов в музеи и для ретро-поездов, так что для них началась новая жизнь.

Резервуар 1943 г.выпуска
Резервуар 1943 г.выпуска

И здесь, есть с чем сравнить. Несколько месяцев назад мне удалось наблюдать абсолютно рабочий японский локомотив в Иордании.

Последнее пристанище паровозов в России

Подробнее об этом я писал в одном из своих репортажей:

Забытая железнодорожная станция в пустыне на Ближнем Востоке?

Но кроме легендарной серии "Л", здесь сохранился и трофейный немецкий локомотив ТЭ (тип 52) или оригинальное название BR 52.

Паровоз трофейный ТЭ
Паровоз трофейный ТЭ

Состояние этого локомотива удивляет. Пожалуй, один из наиболее сохранившихся экземпляров. После окончания ВОВ более 2000 паровозов этой серии были получены от Германии в качестве трофеев и репарации, и успешно эксплуатировались до момента массового списания локомотивов на паровой тяге в 1970х годах.

Паровоз ТЭ - в солидоле и свежей краске. Шатуны на месте
Паровоз ТЭ - в солидоле и свежей краске. Шатуны на месте

И хотел бы рассказать про еще один интересный паровоз, обнаруженный на базе запаса - венгерский паровоз MAVAG. Во время ВОВ завод работал в интересах Третьего Рейха, а после окончания войны он производил по заказу СССР известные многим дизель-поезда Д и Д1

Паровоз MAVAG
Паровоз MAVAG

Остается лишь добавить, что к сожалению, на всех паровозах демонтированы гербы с "звезд" на фронтальной части локомотива. Говорят, что в 90-х годах местные начальники подразделений МПС снимали их себе на сувениры. А жаль, без этого элемента исполины смотрятся немного грустно.

Паровоз серии Эр
Паровоз серии Эр

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Другие мои статьи на тему железных дорог и авиации:

Зачем израильтяне уничтожили железную дорогу на Ближнем Востоке?
Заброшенная метеостанция в глухой тайге
Аэропорт-призрак Ижма. Символ малой авиации России

Подписаться на канал можно здесь.

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com