"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

23 June 2019
"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

А знаете ли вы где и как хранятся локомотивы железных дорог, когда он не используется?

Так же как и в авиации, все временно не используемые самолеты хранятся на специальных стоянках в аэропортах, так и на железных дорогах для этого существуют специальные базы запасы резерва и резервы железных дорог РЖД.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Почему же локомотивы становятся не используемыми и для чего их где-то хранить? Все просто - при снижении размера движения на железных дорогах и для снижения расходов, излишние локомотивы необходимо где-то хранить, обслуживать и при необходимости максимально быстро вводить в эксплуатацию.

Локомотивы на базе Запаса
Локомотивы на базе Запаса

По общим правилам, срок хранения локомотивов на таких базах не может превышать три года, а после этого локомотивы должны вводиться в эксплуатацию, но на практике такие локомотивы могут стоять на базе годами.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Почему такое происходит? Например, локомотив значительно выработал ресурс между капитальным ремонтом, но полный срок службы еще не вышел.

Локомотивы М62 на базе Рославль
Локомотивы М62 на базе Рославль

Такие локомотивы еще нельзя списать, но уже экономически нецелесообразно обслуживать, вот и отправляется они на базу запасу как бы на временное хранение, а по факту уже на вечную стоянку. Через много лет он будет в итоге просто распилен - утилизирован.

Вот и получается, что поставить запятую в формулировке "сохранять нельзя распилить" совсем непросто.

Локомотивы 2ТЭ10
Локомотивы 2ТЭ10

В одном из своих прошлых репортажей я начал свой рассказ про одну из таких баз запаса железнодорожной техники в России, где ещё хранятся локомотивы на паровой тяге:

Последнее пристанище паровозов в России

Речь идет о базе запаса под Рославлем. Но на этой базе запаса хранится не только один из самых больших парков паровозов, но и обычные локомотивы на дизельной или электрической тяге.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Локомотивы на таких базах хранятся в законсервированном состоянии, остекление закрыто фанерными щитами, а агрегаты смазаны специальной консервационной смазкой.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Раз в несколько месяцев такие локомотивы перемещают по рельсам на несколько метров вперед и назад для проворачивания колесных пар и прочих агрегатов, а также проводится регулярный осмотр на предмет внешней и внутренней коррозии.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Но давайте прогуляемся по базе запаса в Рославле и посмотрим, какие локомотивы здесь хранятся.

Кроме нескольких десятков паровозов, здесь находится чуть менее десятка секций тепловозов 2ТЭ10У - последней модификации семейства легендарных "лошадок". А всего их было выпущено чуть менее 600 тепловозов такой модификации. Здесь собрались не только локомотивы 2ТЭ10У с Московской железной дороги, но хранятся и локомотивы с Северо-Кавказской железной дороги, а значит это не база запаса локомотивного депо Рославль, а база запаса Московской дороги, в подчинении начальнику дороги.

Тепловоз 2ТЭ10У
Тепловоз 2ТЭ10У

Тут же рядом стоят один из самых мощных пассажирских электровозов чешского производства ЧС-8. С 1983 по 1989 год было построено всего 82 локомотива и из них 8 находятся на консервации на базе запаса.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Эти электровозы в отличии от тепловозов 2ТЭ10У скорее всего еще поработают на РЖД в условиях возросшего грузопассажирского потока, потому что судя по внешнему виду у них период кратковременной консервации на низкий сезон.

Локомотив ЧС-8 на консервации
Локомотив ЧС-8 на консервации

А чуть дальше притаилось больше десятка "машек" - легендарных тепловозов М62. Этот легендарный советский грузо-пассажирский тепловоз выпускался 36 лет и за эти годы было выпущено более 3 000 локомотивов этой модели.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

На базе запаса стоят тепловозы как в красно-белой раскраске РЖД, так и в старой зеленой расцветке.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Но кроме локомотивов и паровозов на базе можно найти несколько ржавых остовов пассажирских вагонов, причем на одном из таких вагонов даже сохранилась символика и гербы СССР, вот такой вот "привет" из прошлого.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

И в заключении еще несколько интересных моментов об этой базе запаса. Прогулявшись к тупику, обратил внимание на странный профиль рельсов, который не встретить в даже в "отстойниках". Присмотрелся внимательно и был немало удивлен, пока не вспомнил, что когда-то эта часть Московской железной дороги, включая станцию Рославль, входила в состав Риго-Орловской железной дороги, построенной в 1868 - 1902 годах. И спустя столетие о тех временах мало что напоминает, за исключением одного момента...

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Пьянящий запах старых деревянных шпал с запахом креозота, проржавевшие рельсы и штамповка на внутренней части Lackawanna с годом 1943.

Город Lackawanna - пригорода Нью-Йорка - Буффало, именно здесь располагались крупнейшие сталелитейные производства в США. Как оказались американские рельсы на базе запаса под Рославлем? Это результат лендлиза во время Великой Отечественной Войны по которому СССР получило более 600 тысяч тонн рельсов от заокенских союзников.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Но кроме рельсов 1943 года здесь есть и рельсы 1870 года производства на британском заводе Charles Cammell с клеймом CAMMELL SHEFFIELD TOUGHENED STEEL 1870. А откуда здесь взялись рельсы из Британии? Никакой загадки здесь нет - подряд на строительство Орловско-Витебской (части Рижско - Орловской) железной дороги в 1865 году получил англичанин Sir Samuel Morton Peto. Именно благодаря ему при строительстве дороги и использовались рельсы этого сталелитейного гиганта Британии XIX века.

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!

Вот так, даже спустя 150 лет остаются следы промышленной революции конца XIX - начала XX века, когда известные промышленники из Европы принимали непосредственное участие в строительстве Российских Железных Дорог в Российской Империи.

В следующий раз я начну серию репортажей про заповедную железную дорогу Смоленск - Козлов (Мичуринск), которая разрушена уже больше 20 лет, но хранит уникальную историю почти на каждой своей станции.

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com