Станция есть, а железной дороги нет или РЖД живет в другой реальности?

10 July 2019
37k full reads
4 min.
45k story viewsUnique page visitors
37k read the story to the endThat's 82% of the total page views
4 minutes — average reading time

В одном из своих репортажей я начал рассказ про эту полузаброшенную железную дорогу, которая 20 лет назад еще являлась непрерывным широтным ходом между Смоленском, Раненбургом и Мичуринском.

Чем же интересна дорога? Тем, что с конца XIX века являлась частью той самой Рязано-Уральской Железной дороги и она получила широчайшую известность в 1910 году после смерти на одной из станций, графа Л.Н.Толстого.

Это была важная инфраструктурная магистраль. По ней из южных регионов страны в Прибалтику шли тысячи тонн сельскохозяйственных грузов. Да и многие станции в этой части Черноземья поставляли картофель, свеклу, зерно именно по железной дороге.

Итак, после неплохо сохранившейся станции Дворики, где нашел немало интересных документов, я продолжил свое путешествие в сторону Раненбурга.

Петляя по пыльным грунтовкам, то приближаясь, то отдаляясь от бывшего полотна дороги, медленно пробирался к следующей станции Птань. В деревне Птань, выбравшись на насыпь, пробираясь сквозь поросль молодых деревьев на бывшей насыпи железной дороги, тщетно пытался найти остатки железнодорожной станции.

Насыпь на участке Дворики - Птань
Насыпь на участке Дворики - Птань
Насыпь на участке Дворики - Птань

Очень странно, ведь прошло не так много лет с момента глубокой консервации этого участка, а уже ничего не напоминает здесь о некогда живой железной дороге в Черноземье.

Вот элеватор, остатки переезда, дома вдоль бывшей насыпи и узкая дорога уходящая в небольшую лесополосу. Где - то здесь должен был быть вокзал станции, но его нет.

Станция Птань
Станция Птань
Станция Птань

А станция Птань, между прочим, числится в реестре железнодорожных станции РЖД под кодом ЕСР 59382 Юго-Восточной железной дороги. Да-да, там продают билеты и отгружают грузы, можно даже убедиться на официальном сайте РЖД.

Злая насмешка реальности - станция в реестре есть, операции по станции в реестре тоже, а железной дороги нет.

Да и насыпи уже местами тоже нет - растащили даже щебень.

Хотя вот это все называется - "глубокая консервация" на малодеятельных линиях со снятием решетки. Ага, и продажей её на металлолом. И снятие всего электрооборудования с разрушение капитальных строений.

Платформа Птани
Платформа Птани
Платформа Птани

А станция была не маленькая, деревень в округе много.

Только представьте себе, что в начале XX века по станции ежегодно проходило до 30 тысяч тонн груза и около 7 000 пассажиров. Огромная цифра по тем временам.

По в глубоких зарослях деревьев я все-же нашел остатки длинной платформы и привычных низких заборчиков, характерных для всех станций на этой дороги.

Платформа Птани
Платформа Птани
Платформа Птани

И удивительная была встретить бывшего и последнего начальника станции Птань. Этот невзрачного вида мужчина, с уставшим взглядом и глубоким отпечатком непростой жизни на лице, рассказал несколько интересных страниц из истории этой станции.

Как и многие бывшие работники железной дороги, после увольнения из МПС, он поселился в одном из зданий бывшей станции, приспособив территорию под подсобное хозяйство.

С момента постройки дороги в 1899 году и до 1941 года поток грузов с юга на Балтику был действительно огромным. Шли составы с зерном, свеклой, сахаром, картофелем. Но во время ВОВ, войска Красной Армии, отступая взорвали капитальный вокзал, а немцы так и не смогли занять эти районы.

Бывшие строения станции Птань и последний начальник станции
Бывшие строения станции Птань и последний начальник станции
Бывшие строения станции Птань и последний начальник станции

После войны был вокзал был заново построен и привычная жизнь продолжалось до конца 1970-х годов, пока железная дорога была единственным способом доставки грузов.

Но с появлением дорог с твердым покрытием, для колхозов и совхозов значительно выгоднее стало доставлять грузы автотранспортом, ведь не нужно ждать загрузки вагонов и это простая плановая экономика даже в СССР. С этого момента станция начала постепенно деградировать.

Входной светафор на станцию Куликово Поле со стороны Птани
Входной светафор на станцию Куликово Поле со стороны Птани
Входной светафор на станцию Куликово Поле со стороны Птани

К началу 1990-х годов, когда отделилась Прибалтика и основное назначение ветки по доставке грузов в порты Балтики ушло, перенаправлять грузовые потоки на эту ветку стало бессмысленно и МПС начало сокращать расходы, параллельно закрывая малодеятельные линии.

Кроме сильного снижения грузовых перевозок был отменен сначала сезонный поезд Барановичи - Саратов, потом Смоленск - Мичуринск, а затем и пригородные поезда.

И наконец, решение о консервации ветки приняли в 1999 году. Полотно же разобрали в 2001 году и вокзал разрушили в 2009 году по поручению местной администрации района.

Мост через Гнилуша
Мост через Гнилуша
Мост через Гнилуша

Вот так вот, пройдет еще десяток лет и уже ничто не будет напоминать о том, что здесь проходила когда-то железная дорога. Кроме, пожалуй, одного символа - старого моста, который был построен еще в конце XIX века через реку Гнилуша между Птанью и Куликовым Полем.

Этот мост, словно "машина времени" застыл в своем XIX веке. И даже жажда наживы, не смогли его сломать. С моста сняли весь металл, который смогли снять и вывезти, но высота моста с пятиэтажку не позволила "охотникам за металлом" срезать основные пролеты моста.

Пролеты моста через Гнилушу
Пролеты моста через Гнилушу
Пролеты моста через Гнилушу

А добравшись до станции Куликово Поле, которая тоже, впрочем почти мертва, можно наблюдать настоящую сюрреалистичную картину - светофор в сторону Волово и обрезанное полотно...

Если вам интересна тема путешествий вот еще мои репортажи:

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!
Последнее пристанище паровозов в России

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com

Subscribe to channel
and don't miss new publications
Don't miss new
publications