Станция есть, а железной дороги нет или РЖД живет в другой реальности?

10 July 2019

В одном из своих репортажей я начал рассказ про эту полузаброшенную железную дорогу, которая 20 лет назад еще являлась непрерывным широтным ходом между Смоленском, Раненбургом и Мичуринском.

Чем же интересна дорога? Тем, что с конца XIX века являлась частью той самой Рязано-Уральской Железной дороги и она получила широчайшую известность в 1910 году после смерти на одной из станций, графа Л.Н.Толстого.

Это была важная инфраструктурная магистраль. По ней из южных регионов страны в Прибалтику шли тысячи тонн сельскохозяйственных грузов. Да и многие станции в этой части Черноземья поставляли картофель, свеклу, зерно именно по железной дороге.

Итак, после неплохо сохранившейся станции Дворики, где нашел немало интересных документов, я продолжил свое путешествие в сторону Раненбурга.

Петляя по пыльным грунтовкам, то приближаясь, то отдаляясь от бывшего полотна дороги, медленно пробирался к следующей станции Птань. В деревне Птань, выбравшись на насыпь, пробираясь сквозь поросль молодых деревьев на бывшей насыпи железной дороги, тщетно пытался найти остатки железнодорожной станции.

Насыпь на участке Дворики - Птань
Насыпь на участке Дворики - Птань

Очень странно, ведь прошло не так много лет с момента глубокой консервации этого участка, а уже ничего не напоминает здесь о некогда живой железной дороге в Черноземье.

Вот элеватор, остатки переезда, дома вдоль бывшей насыпи и узкая дорога уходящая в небольшую лесополосу. Где - то здесь должен был быть вокзал станции, но его нет.

Станция Птань
Станция Птань

А станция Птань, между прочим, числится в реестре железнодорожных станции РЖД под кодом ЕСР 59382 Юго-Восточной железной дороги. Да-да, там продают билеты и отгружают грузы, можно даже убедиться на официальном сайте РЖД.

Злая насмешка реальности - станция в реестре есть, операции по станции в реестре тоже, а железной дороги нет.

Да и насыпи уже местами тоже нет - растащили даже щебень.

Хотя вот это все называется - "глубокая консервация" на малодеятельных линиях со снятием решетки. Ага, и продажей её на металлолом. И снятие всего электрооборудования с разрушение капитальных строений.

Платформа Птани
Платформа Птани

А станция была не маленькая, деревень в округе много.

Только представьте себе, что в начале XX века по станции ежегодно проходило до 30 тысяч тонн груза и около 7 000 пассажиров. Огромная цифра по тем временам.

По в глубоких зарослях деревьев я все-же нашел остатки длинной платформы и привычных низких заборчиков, характерных для всех станций на этой дороги.

Платформа Птани
Платформа Птани

И удивительная была встретить бывшего и последнего начальника станции Птань. Этот невзрачного вида мужчина, с уставшим взглядом и глубоким отпечатком непростой жизни на лице, рассказал несколько интересных страниц из истории этой станции.

Как и многие бывшие работники железной дороги, после увольнения из МПС, он поселился в одном из зданий бывшей станции, приспособив территорию под подсобное хозяйство.

С момента постройки дороги в 1899 году и до 1941 года поток грузов с юга на Балтику был действительно огромным. Шли составы с зерном, свеклой, сахаром, картофелем. Но во время ВОВ, войска Красной Армии, отступая взорвали капитальный вокзал, а немцы так и не смогли занять эти районы.

Бывшие строения станции Птань и последний начальник станции
Бывшие строения станции Птань и последний начальник станции

После войны был вокзал был заново построен и привычная жизнь продолжалось до конца 1970-х годов, пока железная дорога была единственным способом доставки грузов.

Но с появлением дорог с твердым покрытием, для колхозов и совхозов значительно выгоднее стало доставлять грузы автотранспортом, ведь не нужно ждать загрузки вагонов и это простая плановая экономика даже в СССР. С этого момента станция начала постепенно деградировать.

Входной светафор на станцию Куликово Поле со стороны Птани
Входной светафор на станцию Куликово Поле со стороны Птани

К началу 1990-х годов, когда отделилась Прибалтика и основное назначение ветки по доставке грузов в порты Балтики ушло, перенаправлять грузовые потоки на эту ветку стало бессмысленно и МПС начало сокращать расходы, параллельно закрывая малодеятельные линии.

Кроме сильного снижения грузовых перевозок был отменен сначала сезонный поезд Барановичи - Саратов, потом Смоленск - Мичуринск, а затем и пригородные поезда.

И наконец, решение о консервации ветки приняли в 1999 году. Полотно же разобрали в 2001 году и вокзал разрушили в 2009 году по поручению местной администрации района.

Мост через Гнилуша
Мост через Гнилуша

Вот так вот, пройдет еще десяток лет и уже ничто не будет напоминать о том, что здесь проходила когда-то железная дорога. Кроме, пожалуй, одного символа - старого моста, который был построен еще в конце XIX века через реку Гнилуша между Птанью и Куликовым Полем.

Этот мост, словно "машина времени" застыл в своем XIX веке. И даже жажда наживы, не смогли его сломать. С моста сняли весь металл, который смогли снять и вывезти, но высота моста с пятиэтажку не позволила "охотникам за металлом" срезать основные пролеты моста.

Пролеты моста через Гнилушу
Пролеты моста через Гнилушу

А добравшись до станции Куликово Поле, которая тоже, впрочем почти мертва, можно наблюдать настоящую сюрреалистичную картину - светофор в сторону Волово и обрезанное полотно...

Если вам интересна тема путешествий вот еще мои репортажи:

"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!
Последнее пристанище паровозов в России

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com