Во что превратился один из самых больших промышленных гигантов цветной металлургии. Руины Тырнаузского ГОК

10 August 2019

Горы обломков промышленных зданий, кучи строительного мусора, на заднем фоне пейзаж из убогих обшарпанных серых многоэтажек. И гармонично дополняет этот постапокалиптический пейзаж низкая привычная дымка из дождевых облаков.

Трудно не узнать в остатках этого здания бывшее "заводоуправление" с остатками конвейерной ленты.

А ведь всего 30 лет назад, это был один из крупнейших промышленных гигантов цветной металлургии в СССР

Фотографии комбината в 1970-х годах...
Фотографии комбината в 1970-х годах...

Если догадались, то речь пойдет о Тырныаузском вольфрамо-молибденовом горно-обогатительном комбинате (ГОК).

Да, что там в СССР, комбинат был лидером по добыче тугоплавких металлов во всем мире.

И ради этого комбината был построен целый город на высоте 1800м - Тырныауз. До сих пор, он считается самым высокогорным городом страны.

История комбината началась в 1934 году когда геологи обнаружили молибден, в 1936 году уже нашли вольфрам на высоте более 3 000 м и в 1937 Наркомтяжпром СССР выпускает приказ о строительстве рудника и ГОК в районе Нижнего Баксана.

Запасы Тырныаузского месторождения вольфрамо-молибденовых руд действительно впечатляют. Оно является крупнейшим в России и одними из крупнейших в мире. По оценкам геологов здесь сосредоточено до 70% всех запасов вольфрама в России.

Во время Великой Отечественной Войны в 1942 комбинат был полностью эвакуирован, когда возникла опасность захвата немецко-фашистскими войсками территории Кабардино-Балкарии. Сам же комбинат был взорван. Некоторые историки не безосновательно считают, что именно захват Тырныаузского ГОК был истинной целью немцев на этом направлении.

В 1945 году комбинат был возрожден. Добываемый вольфрам использовался в производстве снарядов, а молибден использовался в производстве сталей.

В советские годы мощность производства достигала 7–10 млн тонн в год, а в 1980-х произошла глубокая модернизация комбината.

К конца 1980-х годов население города достигло 30 тысяч человек и комбинат был градообразующим предприятием. В каждой семье были работники ГОК. Город цвел и развивался, строились новые микрорайоны, закупалась новая импортная техника.

Численность работников предприятия превышала 6 тысяч человек, а производственные мощности и шахты располагались на высотах от 1800 м до 3000 м и была даже своя канатная дорога.

Общая протяженность шахт ГОК была около 300 километров и располагались они на девяти уровнях.

Но то, что не смогли сделать даже во время войны, смогли эффективно реализовать после распада СССР.

В начале 90-х после исчезновения гособоронзаказа на продукцию, дела у комбината стали стремительно ухудшаться. Потребность в вольфраме в 90-е снизилась в несколько раз, выпуск руды также пропорционально сократился и себестоимость производства резко подскочила.

К концу 1990-х ГОК пришел в состоянии почти полного банкротства. Но окончательно комбинат добили последствия разрушительного селя, который сошел на город в 2000 году.

И город и комбинат не смогли оправиться от такого природного удара. Как результат в 2001 году Тырнаузский комбинат был объявлен банкротом, оставшееся имущество и оборудование быстро ушло за бесценок "с молотка".

А дальше, потребовалось чуть меньше 15 лет, чтобы местные жители вывезли весь металл и разобрали оставшиеся корпуса комбината на стройматериалы.

Да и до конца 2000-х многочисленные шахты использовались незаконными бандформированиями во время чеченских войн в качестве укрытия.

Но впервые я оказался здесь в далеком 2015 году. Тогда еще большая часть производственных зданий присутствовала в частично - разобранном состоянии.

Под ногами валялись производственные артефакты, остатки имущества комбината, часть шахт была открыта и доступна любому туристу. Но в . Через три года от комбината осталось всего несколько

Спустя несколько лет, территория ГОК почти полностью уже рекультивирована и перекопана. От зданий уже почти ничего не осталось, только груды строительного мусора и все.

Вот так и закончилась долгая история легендарного комбината. Но не закончилась история месторождения, ведь вольфрам по-прежнему нужен государству, которое наращивает военную мощь.

По последней информации, лицензию на месторождение уже получило дочернее предприятие Ростеха, а значит есть надежда на возрождение производства...

Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!