Туризм в Табасаране. Чем удивит сумахова столица?

Зеленый, сочный, ароматный, красочный, как сумах. Такой он, Табасаранский район. Если вы еще не побывали здесь, обязательно исправьте эту ошибку. Вот что вас ждет.

Водопад

Кто не знает о Хучнинском водопаде? Может, не видели, но слышали о нем все! 20 лет назад, когда не было Инстаграма, а Интернет только вошел в нашу жизнь, но еще не обосновался, водопад представлялся немножко Ниагарским. Скажу больше, думалось, что он один такой, больше других водопадов нет и быть не может.

Меч Масламы

Видите, вон она притаилась в скале. Это и есть «поющая» пещера Дюрк. Место считается священным. Сюда приезжают туристы из разных регионов страны за исполнением желаний, но прежде всего помолиться.

Всем приезжим рассказывают такую историю: в хорошую погоду она начинает издавать звуки. Жители аула Хустиль, на окраине которого расположена пещера, часто их слышат.

Давным-давно звуки были сигналом к обряду жертвоприношения. По другому преданию, мужчина из этого аула встретил ангела, и тот посоветовал сельчанам почитать Дюрк, в обмен обещал им защиту и помощь. И каждый раз, когда селу угрожала опасность, пещера издавала воющие звуки.

Когда-то грот состоял из семи залов, где жили древние люди, целители, чудотворцы. В пещере хранился меч араба Масламы, распространявшего здесь ислам. Сейчас осталось два зала.

Чтобы попасть внутрь, нужно спуститься вниз по деревянной лестнице – сюда как раз и приходят помолиться. Пещера любит внимание. Ей в дар приносят молитвенные коврики, большие ковры, платки. Люди верят, что, если в пещере помолиться и попросить о здравии, урожае или еще чём-то важном, просьба исполнится. Вешают лоскутки ткани, платки, можно оставить одежду нуждающимся. И дерево это прекрасно в разноцветных тонах материи.

Крепость

Район щедр на легенды. С каждым камешком, травинкой обязательно связана красивая история. И кажется, они вот-вот оживут и сами заговорят.

На высоком обрывистом холме, откуда открывается вид на село, стоит средневековая Крепость семи братьев и одной сестры. Её также называют Хучнинской, или Ягдыгской крепостью.

По различным данным, начало строительства крепости датируется XVII-XVIII вв н.э.

Ученые по материалам строительства предполагают, что построена крепость в одно время с Дербентской цитаделью.

Крепость сложена особым образом – снаружи она кажется очень крепкой, монолитной. Стены толщиной более 2 метров, все еще как свежие, сохранились также и бойницы. В старину крепость была двухэтажной, но со временем первый этаж почти полностью оказался под землёй, и поэтому снаружи она кажется выше, чем изнутри.

У нее тоже есть своя легенда. Некогда в этой крепости жили семь братьев-богатырей и одна красавица сестра. Братья были славными воинами и охраняли соседние сёла.

Как-то вторглись сюда персы, но никак не могли они взять штурмом крепость и пройти в табасаранские земли. И вот однажды сестра этих братьев влюбилась в предводителя персов. Хитростью он убедил её уничтожить оружие братьев, поместив их в солёную воду, пообещав не убивать их, а её взять в жёны. Узнав об этом, братья казнили предательницу-сестру, забив её камнями. После того как персам удалось захватить крепость, они убили пятерых братьев, двоим удалось бежать. Узнав о поражении братьев, народ Табасарана собрался и дал отпор захватчикам, и они были вынуждены отступить.

Ковры

Еще можно увидеть, как ткут здесь знаменитые на весь мир ковры, и попробовать самим.

Земфира Рамазанова, как и все табасаранские женщины, ковроделием занялась с раннего детства. Как ходить научилась, так и стала бегать к бабушкиному станку. Плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу, точно стальные струны.

Крючок в ее руках вертится с фантастической скоростью, и как бы я ни старалась уловить технологию, ничего не вышло. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой, но самые опытные ковровщицы знают узор наизусть. Крючком они завязывают вокруг каждой нити узелок из цветной пряжи, клубки которой тянутся сверху вниз. Ряд закончен, и его прессуют гребешком, неровный ворс обрезают ножницами.

Одиннадцатилетняя Фатима еще не успела запечатлеть узор в памяти, но профессионализму ее можно только позавидовать. О себе девочка рассказывает немного. Учится в школе, любимый урок – история. Вечерами помогает маме ткать ковры.

Завершают еще один ряд. Умелицы уверяют, что нитки крашены натуральным красителем. А как получить тот или иной цвет, здесь знают издревле. Например, распространенный красный добывают из корня марены.

Табасаранские ковры служат до 200 лет, и не страшен им ни мороз, ни зной. Правда, заказы бывают нечасто. Но это уже совсем другая история.

История

Одна из значимых страниц истории Табасаранского района – борьба против хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей арабским завоевателям. Арабский полководец Джаррах (722-723 гг.) решил отомстить табасаранам, отправив против них двухтысячный карательный отряд. За оказанное сопротивление были разрушены многие табасаранские селения, в том числе Ерси, Дюбек, Зиль, Дарваг и др. В середине XV и начале XVI вв. жители Табасарана столкнулись с завоеваниями Сефевидов.

В XVI в. Табасаранское майсумство было сравнительно крупным феодальным владением. Оно подчинило своей власти ряд пограничных азербайджанских и лезгинских селений. В этот период в майсумстве усиливаются центробежные силы, и Табасаран переживает новый этап развития феодальных отношений. В результате во второй половине XVI в. образовалось два феодальных владения: в северной части Табасарана с центром Хучни – кадийство, в южной с центром Джаррах – майсумство.

Распад единого феодального владения содействовал возникновению новых союзов сельских обществ. Процессы децентрализации крупных феодальных владений, образование мелких удельных территориальных единиц и союзов сельских обществ были характерны и для остальных дагестанских феодальных образований.

Ссылка на материал