О бочках, винных и не только

Некоторые занимательные отрывки из исследования о деревянных бочках XVI-XIX веков.

"К XVI веку гильдии бондарей оформились в крупных городах во влиятельные союзы. Особенно сильно было заметно присутствие бондарей в портовых городах - судовые перевозки постоянно нуждались в новых емкостях и починке использованных.

Существовали бондари трех основных типов - "сухого", "мокрого" и "белого". "Сухая" бочка предназначалась преимущественно для транспортировки сыпучих грузов - чая, табака, руды, пороха, семян. "Мокрая", известная также как "строгая выделка", предназначалась для жидких продуктов - вина, пива, смол, уксуса, сиропов, а также сыров и соленого мяса в рассоле. "Белая" бондарня занималась производством бытовой утвари - ведер, ушатов, ванн, которые в целом выделывались похожим образом со "строгой выделки", но часто использовали альтернативные виды древесины - каштан, ясень, вяз и некоторые другие, не столь прочные как дуб. От них требовалась более чистая "белая" обработка поверхностей, более чем все остальное.

----------------

Железо в начале XIX века стоило весьма заметных денег - справочник по ценам на товары, выпущенный в 1805 году Бондарным отделением Совета по обеспечению Королевского флота Британии дает нам цену на бывшие в употреблении железные обручи для бочек в $115 за штуку (в современных деньгах с учетом индексаций и инфляции), а для новых обручей - в $383.

Исследования остатков затопленных кораблей XVIII-XIX веков показывают, что для пороховых бочек наиболее предпочтительными считались медные обручи, которые хотя и не дают возможности обтянуть бочку также плотно как железные, тем не менее позволяют сделать ее достаточно влагозащищенной (хотя и не водостойкой) и безопасной - медь не дает искр при сбивании обручей.

Остатки дешевых "сухих" бочек с деревянными обручами с загрузкой свинцовой картечью для корабельных орудий. Дата крушения судна - февраль 1686 года.