Громом среди ясного неба пару месяцев назад прозвучало сообщение из Каталонии о том, что несколько "топовых" производителей кавы выходят из апеллясьона DO Cava и больше не работают в составе и под контролем соответствующего регулирующего органа. Мы с Алексом Экслером посетили насколько виноделен из числа "отщепенцев", таких как Gramona, Llopart и Nadal с целью понять, в чем состоит проблема и почему произошло то, что произошло.
И вот что выяснилось.
Как многие из вас знают каву (испанское игристое вино бутылочной шампанизации) можно производить в девяти административных областях Испании, причём большинство этих областей сильно не равнозначно по качеству своих виноградников. Риоха, Таррагона, Арагон и даже Эстремадура - это зоны, которые очень далеко отстоят друг от друга географически. В них господствуют принципиально разные типы климата, от горного в Алаве и средиземноморского в Пенедесе до полупустынного в Костерс дель Сегре и переходного приморско-континентального в Эстремадуре. Таким образом, уже по одним только макроклиматическим условиям мы имеем огромную вариативность в рамках одного общего наименования. К этому добавляется также и то, что для вин в DO Cava разрешено использование очень разных сортов, что приводит к тому, что потребитель в принципе не может иметь никакого представления о том, что его ожидает в бутылке с надписью Cava. Особенно от производителя, которого он раньше не пробовал.
Но это только половина вопроса.
Вторая половина, возможно гораздо более важная, лежит в экономической плоскости. В DO Cava есть ряд очень крупных производителей, которые обрабатывают огромные виноградники лежащие в равнинных областях разрешенных зон. Делается это максимально механизированно, чтобы максимально снизить затраты на производство вина. Однако, исторический регион производства кавы - Пенедес, далеко не равнинный. И самые лучшие виноградники, в том числе старые, лежат на склонах довольно крутых возвышенностей и требуют ручного труда в больших объемах.
В итоге возникает проблема - "гиганты" получают исходное сырьё с уровнем цен "сильно ниже 1 евро за килограмм", в то время как у тех производителей, которые стремятся к производству высококачественных вин эта цифра может быть выше в 2, 3 а порой и 4-5 раз. Однако на рынок вина выходят под одним общим указанием DO Cava и "топовые" производители сталкиваются с большой проблемой - потребителю практически невозможно объяснить, почему у производителя "А" кава стоит 5 евро за бутылку, а у производителя "Б" - цены начинаются от 25 евро. И это, конечно, большая проблема для "малых" виноделов.
Текущими правилами DO не предусмотрены никакие дополнительные географические указания (например Кава Пенедес) и отсутствуют даже механизмы контроля за происхождением сырья для тех или иных партий вина. Градации "резерва" и "гран резерва" никак не помогают, потому что они не требуют от производителя ничего большего, по сравнению с ординарной кавой, за исключением более долгой выдержки. Никаких требований по географическим зонам, по органолептике или еще чему-то - не существует.
Рано или поздно такое положение вещей должно было привести к возникновению конфликта интересов. Несколько лет назад "малые" производители более дорогой кавы обозначили эту проблему перед контролирующим органом и поставили вопрос о необходимости создания выделяющего знака для этикетки, который бы показывал, что потребитель имеет дело не просто с "какой-то кавой" общего вида, но перед ним на полке что-то более серьезное, терруарное, нечто особенное, с четкой географической привязкой.
В качестве варианта решения предлагалось ввести термин "кава виноградника" (Cava de Paraje, "кава де парахе") - вина, происходящего с определенного классифицированного виноградника. Для использования на этикетке этого термина производитель должен был заявить определенный участок как источник винограда для производства, использовать только его и выдержать на нём не слишком высокую урожайность (45 гектолитров в гектара), лозы должны быть не моложе 10 лет, выдержка на осадке не менее 36 месяцев и все вина должны были выходить как миллезимные - с указанием года урожая, не слаще чем брют. Этот термин был принят и утвержден в уставе DO Cava. Казалось бы все сложилось ко всеобщему удовольствию. Но, нет!
Пока производители высококачественных игристых вин Cava готовили свои пакеты документов для регистрации отдельных участков как земель под Cava de Paraje Calificado, два гиганта - винодельни Фрейшнет и Кодорниу - зарегистрировали некоторые свои земли как "отдельные виноградники" для вин этого типа. Ну, зарегистрировали и ладно, казалось бы, в чем проблема?
"Раскольники" комментируют это так: "во-первых ничего не изменилось с точки зрения географической привязки - кава виноградника по-прежнему может производиться где угодно, во-вторых нельзя одной рукой делать вино за 2 евро бутылка, а другой - по 30-50 евро в рамках одной винодельни без разделения имен, в-третьих мы хотим, чтобы покупатель видя указание "высококлассная кава" понимал, что все без исключения вина этого производителя, а не какое-то одно, получают максимальное внимание при производстве и ему в любом продукте гарантируется максимальное качество. Все это никоим образом не обеспечивается надписью Cava de Paraje Calificado, что делает ценность этого указания - не самым большим".
Пытаясь решить свои задачи "топовые" производители предложили апелляционному комитету: "давайте разрешим указывать на этикетке кавы не только общеуставное DO Cava, но и некоторый опознавательный знак ассоциации производителей "вин высокой гаммы?!", так, чтобы, видя этот знак, потребитель понимал, что он имеет дело с вином особых качеств". Таковая ассоциация, например, существует в итальянской зоне Кьянти Классико и ее логотип, изображение черного петуха, уже многие годы украшает бутылки производителей этой ассоциации. Почему бы не пойти по этому пути?
Инициаторами этой идеи была создана такая ассоциация, были разработаны черновые варианты устава и регулирующих документов и придумано название - Corpinnat (COR, колыбель, где более 130 лет назад появились первые игристые вина Испании, и PINNAT, который происходит от Pinnae, этимологического корня названия Penedes). Базовый набор условий для участия виноделен в этой ассоциации был очерчен следующим образом: территориальное расположение в регионе Пенедес, полный цикл производства от винограда до конечной бутылки вина (нельзя покупать готовое базовое вино), органическое виноградарство, не менее 75% винограда является собственным виноградом винодельни или закупается у внешних виноградарей и только на основании не менее чем 3-летних контрактов, причем минимальная цена закупки не может быть ниже установленной ассоциацией, только ручной сбор, только мягкое прессование (не более 66% по весу), минимальная выдержка на осадке не менее 18 месяцев. Но самое главное - постоянный аудит всех этих и некоторых других условий со стороны независимой аудиторской компании, которая несколько раз в год будет проверять соответствие винодельни, виноградников и процесса производства всем этим (и некоторым другим) требованиям. Бренд CORPINNAT принадлежит ассоциации и ни одна из виноделен ее членов не имеет особых прав на использование этого бренда, вход и выход из ассоциации любого участника не влияет на правила использования бренда.
Однако в тот момент, когда на эти работы было уже потрачено около трех лет и все документы уже были практически готовы и предложены к рассмотрению комитета DO Cava, апеллясьонный комитет достаточно резко воспротивился и сообщил "активистам", что в целом существующие структуры совершенно не заинтересованы в том, чтобы какая-то неподконтрольная им ассоциация занималась "раскручиванием" своего торгового знака, своего бренда, своей коммерческой ценности, за счёт общего рыночного капитала, содержащемся в торговом знаке DO Cava. В качестве возможного решения апелляционный комитет предложил передать ему все права на торговый знак CORPINNAT и распустить ассоциацию.
"Активисты", ранее уже наученные тем, что постольку-поскольку финансово консорциум сильно зависим от гигантов индустрии, то устав будет переписан и изменен в интересах "крупняка" отказался от передачи таковых прав. Тогда апеллясьонный комитет жестко и полностью запретил использование любых знаков других коммерческих и некоммерческих ассоциаций на этикетке вин параллельно с указанием DO Cava. Фактически это был ультиматум - или Сava или CORPINNAT. Такой подход поставил окончательную точку в вопросе возможности параллельного существования и какого бы то ни было взаимодействия сторон по указанному вопросу.
В итоге 9 виноделен объявили о выходе из DO Cava и продолжении работ по коллективному бренду ассоциации. Полный список участников ассоциации на сегодня: Gramona, Llopart, Nadal, Recaredo, Sabaté i Coca, Torelló, Can Feixes, Júlia Bernet, Mas Candí.
Появление вин с указанием бренда ассоциации планируется весной 2019 года.