Пит-стоп быстрее двух секунд. Это возможно?

Менее чем за две секунды выполняется наиболее быстрая замена колёс.

Гонки современной «Формулы-1» учат знать цену долям секунды на всех этапах «Ф-1». Не является исключением и время вынужденного «простоя» - пит-стопа. К примеру, если на замену колёс болида команда затрачивает больше, чем три секунды, то такой пит-стоп считается затянутым. Однако даже бывалые фанаты были поражены установленным «Уильямсом» в 2016 году в Баку на Гран-при Европы мировым рекордом. Невероятно, но 1,92 секунды пит-стопа хватило, чтобы «дать зеленый» Фелипе Массу.

На пути к рекорду


Пит-стопы «Формулы-1» прошлого века коренным образом отличались от современных. Меньше было механиков, для замены колес тогда не использовали специальные домкраты. Да и сами колеса не были адаптированы для того, чтобы было можно быстро снимать и закручивать гайки. В 70-е годы на бокс гонщик затрачивал не менее 30 секунд, и это очень сказывалось на результате гонки. Ведь несколько секунд, выигранные благодаря парням на пит-лейн, нередко оказывались решающими.

Естественно, что в «конюшнях» пит-стопу уделялось пристальное внимание. Команды механиков пополнялись новыми членами с новыми конкретными задачами, разрабатывались особые механизмы, позволявшие быстро приподнимать автомобиль и облегчать процесс замены колес. Было уменьшено количество гаек крепления колес, пневматические гайковерты также подверглись изменениям. В результате уже в девяностых годах был установлен пятисекундный рекорд пит-стопа. На этом, казалось бы, потенциал был исчерпан, - уже не было такого быстрого прогресса. Понадобились качественно новые, научные подходы, отмена дозаправок и разработка специальной техники. Прошло около трех десятилетий непрестанной работы, за которые лучшим командам удалось сэкономить на пит-стопе еще 3 секунды.

Как удается это самым быстрым бригадам механиков?


Расположение механиков четко продумано. Можно сказать о том, что замена колес стала настоящей программой, в которой каждый член команды в совершенстве постигает свою задачу и годами тренирует до автоматизма всего несколько необходимых простейших действий. Оптимальным количеством механиков в современных бригадах на пит-стопе признано 16, - в соответствии с четко распределенными зонами ответственности каждого:

- задний домкрат: находящийся на этой позиции механик, использующий специальное устройство, приподнимает «задок» болида,

- колесные мини-бригады: здесь три механика. Один орудует гайковертом, второй моментально снимает колесо с машины. Практически в то же мгновение третий - также с максимально возможной быстротой и ловкостью - устанавливает новое колесо. Оператор гайковерта закрепляет его,

- стабилизаторы: задача двух механиков посередине - удерживать болид за кожух движка, чтобы автомобиль не качался, когда его подняли домкратами и заменяют колеса. Задача одного из механиков - протереть визор шлема пилота болида. Другой механик, как и запасной, ответственен за молниеносную замену руля, носового обтекателя, изменение угла атаки антикрыла,

- передний домкрат: функции механика на этой позиции аналогичны задачам коллеги на заднем домкрате.

Нужно отметить, что команды «Ф-1» выводят на пит-стоп и других специалистов, которые непосредственно в замене колес участия не принимают. У них - свои задачи. Например, второй механик с домкратом позади болида - в готовности закатить его в бокс, если потребуется. На тот случай, если вдруг заглохнет двигатель, наготове механик со стартером-пневматикой. Возможно задействование всего персонала из бокса, в случае необходимости. Если, к примеру, потребуется иной комплект колес, или нужно убрать из болида мелкие обломки. Необходима соответствующая экипировка, прописанная в регламенте: обязательны наличие шлема и огнеупорного комбинезона. Нельзя исключить непредвиденные ситуации.

Перфекционизм персонала

Во время перерывов между гонками коллективы механиков ежедневно выполняют по два подхода, каждый из которых означает не менее 15 смен колес. В время Гран-при бригады выполняют по 12 тренировочных подходов по четвергам, пятницам, субботам и воскресным дням. Регламент не запрещает практиковаться на тестах хоть всю сессию непрерывно.

Задача механиков - не только отработать до автоматизма колесно-локтевые упражнения, но и поддерживать себя в отличной физической форме. Прежде чем приступить к тренировкам они подолгу разминаются, разогревают мышцы.

Джемма Фишер, являющаяся специалистом «Уильямса» по производительности, не сомневается, что и 1,6 секунды хватит механикам «конюшни» для пит-стопа. Инновации продолжаются. Интенсивно работают инженеры, конструкторы, используя новейшие достижения ученых.