Хорда Собянина уперлась в несгибаемых москвичей

11.07.2017

Игорь Казаков

Москвичи готовы брать в окружение трехсотлетнюю Успенскую церковь, чтобы предотвратить строительство одного из главных дорожных проектов мэра Москвы Сергея Собянина. Запуганные кандидаты в депутаты, «фашистское» начало и пассивная РПЦ… А с чем еще в столичную окраину пришла хорда? Читайте в репортаже Daily Storm

Фото: © Daily Storm/Игорь Казаков
Фото: © Daily Storm/Игорь Казаков

В 2011 году власти Москвы отказались от строительства Четвертого транспортного кольца из-за дороговизны проекта и решили разгрузить столичный трафик бессветофорным «треугольником» с развязками на севере, востоке и западе столицы. Но на пути новых дорог оказались разросшиеся спальные районы и, как следствие, не намеренные мириться с изменением внешнего облика родных мест жители. За время прокладки дорог то тут, то там вспыхивали локальные протесты. Но наиболее острый конфликт с городскими властями разгорелся у жителей района Вешняки, где Северо-Восточная хорда грозит разрушить канализационный коллектор и два культурных памятника — усадьбу Кусково и Успенскую церковь.

Противостояние длится не первый год. Летом 2016 года началась вырубка лежащих на пути новой дороги многолетних деревьев парка «Кусково». Мешающих работе техники жителей и особенно громких активистов задерживали, а однажды полицейский едва не применил оружие для усмирения разбушевавшейся толпы.

— Вырубку многолетних деревьев начали «по-фашистки» — без предупреждения и ранним утром 22 июня, — вспоминает один из активистов. — Только немцы в четыре утра напали, а эти около 06:00 собрались. Тогда летом вырубили немного, но продолжили месяцев через шесть — в канун Нового года в полной темноте с фонариками рубили, чтобы никто не увидел.

Идею построить в Москве хордовые магистрали для улучшения автодорожной ситуации столичные чиновники, пришедшие вместе с нынешним градоначальником Сергеем Собяниным, почерпнули из работ проектировщика первой половины XX века Анатолия Якшина. Предполагается, что Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада существенно снизят нагрузку на центр города.

В субботу, 8 июля, выступающие против строительства автомагистрали вблизи парка «Кусково» неравнодушные жители собрались возле церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, чтобы подвести промежуточные итоги противостояния и выработать план дальнейших действий. Отступать они не намерены, хоть и немного побаиваются разворачивать плакаты со своими требованиями перед проезжающим полицейским патрулем. В толпе оказался кандидат в местные муниципальные депутаты.

— Фотографироваться с плакатом не стану. Вы что, совсем что ли? Это же несогласованная акция протеста! Вы не понимаете… — говорит будущий народный избранник.

Другие активисты объясняют, что всем кандидатам и действующим муниципальным депутатам запретили поднимать тему строительства Северо-Западной хорды в районе Вешняки «сверху», а публичное выражение протеста — к скорому завершению политической карьеры. Поэтому, несмотря на то, что многие представители народа разделяют опасения активистов, вынуждены официально молчать. Не скованные же цензурой активисты выстроились перед храмом, чтобы сделать несколько снимков с плакатами для прессы и страничек в социальных сетях.

Итогом очередного собрания граждан стало решение продолжить судебные тяжбы с разными представителями городской власти. Жители намерены подать в суд на Департамент культурного наследия столицы из-за незаконности 134-го приказа, уменьшающего усадьбу Кусково. Этим документом земля, по которой пролегает хорда, выводится из состава объекта культурного наследия, а значит, на ней можно строить, рассказала представитель инициативной группы «Спаси Вешняки» Ирина Кузнецова. Активистка готова оспаривать решение департамента в суде.

Ранее по обращениям граждан прокуратура установила, что указ Департамента культурного наследия незаконен как минимум потому, что не был официально опубликован, вспоминает другой общественник, заслуженный конструктор России, академик Глеб Васильев. По его мнению, были нарушены все «мыслимые и немыслимые правила проектирования и ГОСТы, градостроительные законы и постановления».

— Изменять границы объектов культурного наследия просто так нельзя. Об этом напомнила прокуратура, когда проверяла 134-й приказ. Для корректировки границ необходимы исторические документы. А границе парка «Кусково» 150 лет уже, — рассказывает Васильев. — Других документов, конечно же, у них нет.

Вырубка части парка — не единственное, пугающее горожан последствие строительства хорды. По их мнению, когда трассу проложат и по ней начнут движение тысячи автомобилей ежедневно, вибрации могут привести к разрушению Успенской церкви и водосточного коллектора, над которым сама магистраль и пройдет.

— Эту часть Северо-Восточной хорды, согласно генеральному плану, должны были построить по другую сторону Рязанской железной дороги, где пустошь и неиспользуемая промзона. Так они с той стороны домов понастроили, но квартиры продать не могут. Так, а кто ж их там брать станет — с видом на четыре ж/д полосы, две полосы метро и на шестиполосную магистраль?! Дураков нет. Думаю, мэрия реновацию поэтому и затеяла: масса нераспроданных строек, — пояснил академик Васильев. — У них все от начала до конца — «липа»!

Выступающих против строительства магистрали жителей района поддержали крупные экологические и архитектурные общественные организации, но проблему это не решило. В апреле 2017 года с мэром города встречался глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов. По итогам встречи общественник отрапортовал, что «решать все равно надо, сведя экологический ущерб к минимуму и обеспечив коммуникацию с жителями». По мнению поддерживающего горожан члена Общественной палаты Георгия Федорова, власть и застройщики выбрали самый неудачный проект строительства и не слышат чаяний москвичей.

Сегодня на части дороги у храма строительство еще не началось. Идут подготовительные работы. В горе завезенного для выравнивания поверхности песка зачем-то покоится небольшой трактор, а дороги непролазно размыли непрекращающиеся в Москве дожди.

В прошлом году прихожане Успенской церкви помогали собирать подписи для петиции. Всем миром насобирали 140 тысяч. Сейчас в храме проходят богослужения, а на его территории ближе к дороге построено новое здание для церковной школы. Раньше предполагалось, что под застройку попадет часть приходского кладбища. Однако певчий храма пояснил, что этого не будет, а территорию церкви отгородят от дороги специальным экраном, уменьшающим шум и загрязнение от автомобилей. Представитель храма объяснил, что не может отвечать на другие вопросы и пообещал, что «батюшка перезвонит». Не перезвонил.

Местные жители убеждены, что Русская православная церковь принимает участие в обсуждении судьбы Северо-Восточной хорды и храма.

— Патриарх помогает, но не выходит в открытую конфронтацию с Собяниным, — поделился своим мнением прихожанин. — Ему это просто не нужно. Но что будет, если все-таки вибрации от магистрали «расшатают» исторический памятник, можно только догадываться. Для культурного наследия последствия страшные: храм в один момент может исчезнуть.

Губительное влияние шестиполосной магистрали на здание храма признает строитель, работающий на следующем этапе хорды: там, где год назад была окраина парка «Кусково», теперь широкая дорога. Здесь работа кипит. Дороги для строительной техники расчищены, слышны звуки двигателей экскаваторов и видны спешащие на обед трудяги. Прокладка магистрали не останавливается даже в воскресенье. Строитель считает, что из-за трассы храм имеет все шансы разваливаться — сначала трещины пойдут, потом штукатурка осыпется и стены повалятся.

— Да я бы убил! Ну, то есть знаешь, я бы тоже сказал «Вы что, оху*ли совсем?!», если бы сам здесь жил. Понимаю прекрасно бунтующих жителей. Конечно, жалко вырубленный лес. Но зато, когда достроят дорогу, все говорить будут: «Как же хорошо стало! 10 минут — и на работе или в центре, — считает собеседник.

Раньше предполагалось, что участок хорды у храма будет строить та же компания, что возводила предыдущий, но они отказались, добавил дорожник.

— Наша организация ( отказалась, потому что там церковь. А насчет коллектора — это ерунда полная. Проверено все десять раз. Ну недаром же переделывают коммуникации, усиливают и заливают бетоном.

Патруль совершил очередной круг в районе стройки, намекая на то, что наша активность настораживает. Сообщение было получено и толпа начала расходиться: одни — писать в суд на департамент культурного наследия, другие — в «пробки» по пути на дачи, а кто-то — в храм, молиться.