Легенды Петербурга. Сокровища Матильды

18.09.2017

Вячеслав Пона

Легенда первая. О сокровищах балерины, потайной комнате, подземном тоннеле под Невой и любовных утехах последнего императора

Коллажи © Daily Storm. Фото: © wikimedia.org, © flickr/Vitaly Shchukin
Коллажи © Daily Storm. Фото: © wikimedia.org, © flickr/Vitaly Shchukin

Конец 1971 года. Декабрьский Париж укутывается в теплые одежды в ожидании суровой зимы. По улицам, которые только начинали украшать в преддверии рождества, суетливо бегают люди, выбирают родственникам подарки, закупают редкие продукты и готовятся к надвигающемуся празднику. Но позитивное настроение не у всех. У окна своей квартиры, где-то в центре города, на кушетке лежит старая бабка и беспомощно поглядывает на заснеженные улицы в большое светлое окно.

До празднования своего столетия ей остается всего несколько месяцев, но общее состояние с каждой минутой ухудшается, и она уже чувствует, как ее душа уходит в мир иной, покидая это морщинистое тело. Дотянуть до сотни не получается. В дом съезжаются грустные родственники, собираются в круг, что-то негромко обсуждают и изредка поглядывают в ее сторону. 

Очнувшись от очередного коматозного сна, она решается рассказать своей любимой внучке что-то важное. Поворочалась, прокашлялась и с трудом выкрикнула ее имя вслух. Внучка с испугом подходит к старушке, и та с огромным усилием роняет в гулкую тишину булькающие слова. Бабулька старается делать это негромко, при этом вкладывая в них последнюю жизненную энергию, ибо чувствует — силы окончательно покидают ее. До многочисленных родственников долетает только обрывок фразы:

— Все свои сокровища я спрятала в Петербурге, в потайной комна…

Внучка же расслышала все.

***

1892 год. Петербург. Вечерами возле Мариинского театра кипит жизнь. Многолюдно, подъезжают кареты, по мостовым в вечерних нарядах под руку с кавалерами неспешно прогуливаются дамы. Одинокие джентльмены снимают шляпы и приветствуют друг друга легкими поклонами. Эту суетливую кутерьму нарушают крики барышников, которые с усердием зазывают прогуливающихся мимо влиятельных господ на новую постановку.

За кулисами от страха и волнения дрожит молодая, еще совсем неопытная балерина. По статному телу стройными рядами бегают мурашки. Ее пробирает дебютный мандраж.

Тем временем императорская ложа Мариинского театра заполнилась гостями. Во главе с великим русским императором Александром III. Он грузно сел в свое кресло, в зале наступила гробовая тишина.

Режиссер посмотрел на царя, взглядом спросил, могут ли они начать, и получил одобрительный кивок. Кулисы медленно поползли наверх. Пред зрительным залом обнажились пышные декорации. Из оркестровой ямы выстрелили первые ноты классического произведения.

И закрутилось, и началось. Пока зрители наслаждались постановкой, движениями главных актеров и блеском декораций,  взгляд будущего наследника русского престола, а ныне цесаревича Николая жадно выделил молодую танцовщицу. 

— А что это за миловидная артистка? —  вдруг спросил Николай у человека из окружения царской ложи.

— Ах, эта? Матильда. Это наша новенькая балерина, сестра нашей примы Юлии Кшесинской, — ответил будущему царю театральный режиссер. – Желаете познакомиться с ней после представления?

Молодой человек на секунду сконфузился, его щеки чуть зарделись румянцем, но он тут же взял себя в руки и туманно изрек:

— Не знаю. Быть может... быть может.

***

1906 год. Дом Матильды Кшесинской, построенный у стен Петропавловской крепости, — едва ли не лучшее место для балов и светских раутов в Петербурге. Тогда к приме Мариинки съезжался практически весь цвет нации. В стране назревал кризис, а газеты постоянно писали о пышных вечеринках, проходивших здесь.

Сюда с драгоценными подарками по велению императорской особы приезжал один из членов фамильного ювелирного дома Фаберже. Хрустальная люстра шаталась от пения великого и неповторимого Шаляпина, а присутствие членов царской семьи здесь было нормой. Не видели в этом доме только императора, Николая II.

Почти двенадцать лет прошло с момента скандала между царем и балериной. В 1894 году он обвенчался с другой, всем известной Александрой Федоровной.

— Матильда не простила этого государю, – шептали в кулуарах «высшей тусовки» одни.

— Да, да. Она Его Величество и на порог теперь не пускает, – раскрывали подробности императорского адюльтера другие.   

— Полноте, ерунда все это. Батюшка-царь до сих пор к этой интриганке в опочивальню вхож. Но инкогнито! – делились третьи.

Так или иначе, но в отсутствие царя в доме Матильды стали ошиваться его многочисленные родственники, одурманенные красотой балерины великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович, и с каждым из них ей приписывают жаркий роман.

Шли годы, и среди людей ширились и обрастали подробностями слухи о том, что изможденный любовью император продолжает посещать балерину. Якобы он сильно страдает и не может расстаться с любимой женщиной. Пусть и падкой на богатство, славу и мужчин.

Многие признавали свадьбу с Александрой Федоровной вынужденной мерой, необходимой расплатой за тайное счастье. Бурная фантазия довела сплетников до верха инженерной мысли по меркам начала двадцатого века.

Из уст в уста передавалась легенда, что для тайных встреч влюбленных был прорыт специальный туннель под Невой. Он соединял подвал Зимнего дворца и дом Кшесинской. Именно благодаря подземному ходу никто не мог поймать шаловливого государя на интересном грехопадении.

Этот слух усилился, когда в 1902 году у Матильды родился внебрачный сын – Владимир. Долгое время никто не знал имени отца, а ответа на этот вопрос Кшесинская не давала.

Народ начал еще больше распускать сплетни, и весь двор был уверен, что ее связь с великим князем Сергеем Михайловичем лишь для отвода глаз, а настоящий отец — Император. Как гром среди ясного неба прогремело известие: на арену вышел Андрей Владимирович, признал отцовство, а история стала еще более запутанной и туманной, обретая новые витки.

В итоге Матильда и Андрей Владимирович сыграли свадьбу, но это произошло намного позже, уже в эмиграции. Но несмотря на этот факт, народ до сих пор слагает легенды. Мол, это была вынужденная мера. Мол, великий князь, как родственник царя, взял на себя тяжелый крест и спас Николая от позора. А император продолжил бегать по подземному туннелю между домом Матильды Кшесинской и Зимним дворцом.

***

Смерть балерины в Париже не осталась незамеченной. Она вызвала шквал жарких дискуссий и не сползала с обложек всех европейских газет, где на полном серьезе обсуждались забытые в России Матильдой сокровища. По всей Европе поползли слухи — что оставила после себя балерина и где это искать.

Теорию превратили в практику — появились кладоискатели, которые начали копать везде, где было можно и нельзя. Спецорганы СССР таких авантюристов ловили, а руководство СССР еще долго отбивалось от мнительных историков, которые хотели снести особняк Матильды, чтобы найти комнату с кладом.

Эта загадочная история не могла пройти мимо советских режиссеров. Эльдар Рязанов с помощью коллег по сценарному мастерству преобразил оригинальное действо, добавил красочных капель и видоизменил начало.

Францию поменяли на дружественную нам в те годы Италию. Так родился на свет сюжет всем известного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

С годами интерес к спрятанным Матильдой сокровищам угас, а кладоискатели умерили пыл. Наверное, поняли, что ничего уже не найдут. А кинолента заняла почетное место в народных фильмотеках и уже воспринималась исключительно как вымысел.  

***

2012 год. Петербург. Стоял обычный будний день. В темной маленькой комнате было слегка сыро и очень темно. Если бы здесь находился скованный узник, то он бы давно сошел с ума от нехватки места и света или умер от истощения, но здесь хранилось совершенно иное, забытое одной талантливой особой.

Раздался звонкий стук. Потом наступила тишина, но стены впитали ворвавшийся звон и отражали его друг от друга, дополняя вибрациями небольшое помещение. Еще один стук. Воздух внутри стал трястись, как новогодний студень. Третий стук. Четвертый. Пятый.

На пол комнаты упал кирпич, а сквозь небольшую щель в помещение ворвался яркий свет. Его здесь не было давно, и вековая пыль времен, лежавшая на различных предметах, не давала заиграть ювелирным украшениям.

— Вася, похоже, я что-то нашел! – раздался за стеной хриплый мужской голос. – Похоже, тут какие-то драгоценности! Вася! Вася-а-а-а!!!

***

В 2012 году во время реставрации особняка Нарышкиных при демонтаже деревянных перекрытий была найдена потайная комната – каменный мешок, где обнаружили хранившиеся там 18 мешков фамильного серебра.

Помещение было небольшое, примерно шесть квадратных метров, и не отмеченное ни на одном плане дома. Эта комнатка оказалась доверху набита серебряной посудой с фамильным гербом Нарышкиных.

Среди посуды было все — и самовары, и ложки, и супницы. Судя по газетам, в которые предметы были завернуты, готовились спрятать все это добро заранее. Пресса была за 1917 год, от февраля до июля месяца.

Найденный клад чуть позже оценили больше чем в 200 миллионов рублей, и народ снова заговорил о сокровищах известной балерины, но теперь эта история не казалась такой уж невозможной.

***

Наступили времена побеждающего социализма, особняк Матильды Кшесинской на Петроградской стороне стал символом нового политического режима. Здесь у дома артистки-беглянки, приближенной к императорскому двору, устраивались митинги и проходили революционные парады.

Товарищей, собравшихся на важное мероприятие, по-отечески, с мудрым прищуром в глазах, приветствовал сам дедушка Ленин. Стоя на балконе, он благосклонно махал пролетариату и матросикам ручкой.

По слухам, отец мировой революции не удержался от соблазна и несколько раз воспользовался секретным подземным ходом. Но вовсе не с теми порочными целями, как его предшественник. Враги ведь кругом, а это служебная необходимость — конспирация. Пока улицы Петербурга заливались кровью, кишки юнкеров, кадетов и прочей контры наматывались на штыки трехлинеек, ничто не могло помешать сну милейшего старика в Зимнем дворце.

Под легкое посапывание бывшего политзаключенного из Петрограда народная армия бунтарей и голытьбы двигалась вперед, поглощая страну. Дабы со временем потомки не забыли о человеческом подвиге, об истинных планах революции и благом деле, затеянном на берегах Невы, в особняке, который стал главным штабом нужд мирового пролетариата, решено было организовать музей. Возможно, главный музей новой страны — музей Революции!

Спустя годы, уже при товарище Сталине, на основе новых веяний партийного ветра зашаталось многое. История, словно по пророчеству Маяковского, превратилась в клячу, и ее загнали. Левой! Левой! Левой! История первых шагов коммунизма была не выгодна новому руководству страны. Она мешала идеям коллективизации и сдерживала управление сознанием граждан. Поэтому музей Революции взял — и пропал. Но дом Кшесинской остался. Он пережил полностью это сложное время, пройдя через Великую Отечественную войну, реконструкцию и перестройку. Из музея одной партии и одного события он превратился в музей Политической истории всей России.

***

Петербург. Наше время. Молодые люди, вооружившись парой бутылок портвейна, проникли за забор исторического особняка. Откупорили тару с жидкостью и расселись на ступеньках возле черного входа. В воздухе зазвенели бородатые анекдоты, страшные истории и веселый смех. Охранник музея посторонних засек, но вмешиваться не стал. На камерах наблюдения они как на ладони. Посидят чуть-чуть и сами уйдут.

Подростки уже почти закончили разливать горячительный напиток по пластиковым стаканам, как один из них выронил бутылку, та с дребезгом разбилась о каменное крыльцо. 

Лицо парня стало похожим на ступеньки. Серым и каменным. В окне он увидел прозрачный силуэт женщины. Или привидение.

Юноша указал на очертание фигуры пальцем, все оглянулись и… с громким криком бросились наутек. Через секунду во внутреннем дворе особняка было пусто. Охранник музея, взглянув на монитор, увидел пустой пятачок и радостно вздохнул. Ушли.

Будь молодые люди чуть образованнее, они бы обязательно узнали в силуэте великую балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую.

***

Некоторые люди верят, что призрак балерины после ее смерти вернулся в Петербург и бродит по закрытому для посетителей дому. Кшесинская продолжает распугивать случайных зевак, которые имели наглость увидеть через окно прозрачное стройное тело молодой балерины. Она прогуливается по комнатам, проходит сквозь стены и охраняет потайную комнату, которую не найти ни на одном плане дома. Иногда призрак любуется и своими несметными богатствами и отдавать их не собирается никому.

***

Но если сокровища Матильды позабыты, то ее жизнь сталкивает лбами депутатов от прокуратуры, режиссеров, министров, верующих, историков и завсегдатаев соцсетей с особым мнением.

Против нового фильма Алексея Учителя на улицу выходит митингующие, рассылают угрозы в адрес прокатчиков, стращают физическими расправами и переходят к делу, сжигая машины.

Кто-то не согласен с ролью Матильды в виде фаворитки цесаревича Николая II и не хочет порочить лик последнего императора. Кто-то обзывает распутной балериной при дворе, а кто-то утверждает, что она была одной из самых влиятельных женщин того времени. И судя по лодке, которую так усердно раскачивают в последнее время, мы еще услышим далеко не одну легенду, связанную с этим именем.

Что касается сокровищ, то их до сих пор никто не нашел. Копать под особняком Кшесинской на Петроградской стороне в Петербурге никто не разрешает, а остальные места уже перевернули вверх дном много-много раз.

Существовали ли они на самом деле, эти бриллианты и сапфиры, равно как и подземный ход под Невой – можно только догадываться. Но достоверно одно: Кшесинская с князем Андреем Романовым жили в Париже в условиях, далеких от роскоши. Почему? У мертвых, как говорится, не спросишь.