Остается только петь и плясать

Музыкальный критик Яна Бобылкина — о новом альбоме Нейромонаха Феофана и судьбе нового русского скоморошества

Есть такие проекты, которые сложно понять. Вроде бы все хорошо — модная музыка, не самые плохие тексты (порой), некий флер таинственности. Но ты слушаешь и думаешь: а зачем? Серьезным творчеством это назвать сложно, потому что не рвет и не выворачивает душу, а для «потанцевать» не подходит. В общем, ни там, ни тут. Именно такое ощущение остается после нового диска Нейромонаха Феофана «Плясать. Петь», который он записал вместе с диджеем Никодимом.

Кто такой Феофан, мало кто знает. Он выходит на сцену, пряча лицо под капюшоном. На самом деле идея не нова. Точно так же вот уже более 10 лет скрывается от публики лидер северной неофолковой группы Moon Far Away, выступающий под псевдонимом Count Ash. Фронтмен появляется перед слушателями в белом балахоне и маске, подчеркивая, что это его способ обезличивания во имя акта передачи и воплощения идеи. Но в случае с MFA это обоснованно: ребята пытаются сохранить народные традиции. В случае с Нейромонахом «анонимное арт-служение» начинает отчаянно напоминать стеб. Ведь готику с русскими народными мотивами понять можно, а drum’n’bass — вряд ли.

Альбом песнопений «Плясать. Петь» стал уже третьим для коллектива после дисков «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». В него вошли 16 треков c немного философскими названиями: «Думы заветные» или «Там найду себя». При желании в альбоме можно разглядеть даже драматургию. Диск начинается с предисловия:

Дана природой сила нам,

Но тайною была та мощь,

Что дарит древнерусский драм,

А с этим я могу помочь!

А вот дальше становится скучно. Какую песню ни включи, через 10 секунд хочется нажать «Стоп». И не потому что плохо спето. Просто поверхностно. Был бы жив Станиславский, он бы крикнул: «Не верю!»

В начальных классах есть такой предмет — природоведение. Это когда тебя заставляют наблюдать за окружающим миром и рисовать синичек. Так вот, слушая «Плясать. Петь», чувствуешь себя первоклашкой:  

Дают нам пчелы мед, 

Богатый лес, дрова. 

Воду дает родник, 

И мысли — голова.

А после друг Феофана добавляет: 

Ну а я — Никодим. 

Щас мы жару всем дадим!

Увлекательно, ничего не скажешь.

Из вещей, которые зацепили, можно отметить разве что трек «Плясать. Петь»:

Коль застила небо хмарь,

Да не видно коль ни зги,

Коли нынче, коли встарь,

На пути судьбы изгиб.

Остается только петь. Плясать.

Есть в этой песне и древнерусская тоска, и бескрайние небеса, и какая-то очень свойственная нашему народу безысходность, граничащая с психоделическим весельем на уровне «у нас все плохо, но мы не унываем».

Очень четко прослеживается влияние группы «Алиса». Это касается и жесткости музыки, и поэтических образов. Уже на первых аккордах в голове возникает образ сурового Кинчева. Кажется, еще чуть-чуть, и артист точно так же выбросит руку вверх, запрокинет голову и начнет петь героические песни-баллады про светлую Русь и небо славян. Только после Кинчева чувствуешь себя ошарашенным, а здесь — так, пародия.

Примерно в такой же стилистике выдержана песня «Пойми меня»:

На мою мечту

Позабытую,

На мою печаль да сокрытую.

На пути лежит

Вереница гать,

Что идти — тужить,

Да легко стоять.

Пафосная подача музыкального материала, обилие славянизмов и активное оканье. Если вам нравится театр в духе русских народных гуляний, возможно, эта пластинка придется вам по душе. Если вы — поклонник чего-то более глубокого и проникновенного, советуем подождать. Вдруг артист решит, что судьба интернет-мема не для него, и запишет крепкий музыкальный альбом о себе настоящем. Потенциал есть. Нужно лишь немного серьезности.

Читайте нас в Telegram

Фото: © vk.com/neurofeofan